--Знаменательные даты----


назад

К 80-летию Рэма Васильевича Студнева

 

 

Профессор, Доктор технических наук,
Лауреат премии имени профессора Н.Е. Жуковского, Кавалер ордена "Знак Почета", Автор более 60 статей и 16 изобретений.
Один из создателей в ЦАГИ современнной Школы аэродинамиков
 
 
 
         Рэм Васильевич Студнев работал в НИО-15 Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е.Жуковского (ЦАГИ) с 1956 года, после окончания аэромеханического факультета Московского физико-технического института (МФТИ). С 1964 года – начальник отдела манёвренных самолетов, а затем - первый заместитель начальника отделения.
Внёс весомый вклад в теорию управляемого движения самолётов и космических аппаратов, в развитие теории пространственного движения самолетов. Одним из первых разрабатывал методы управления траекториями входа атмосферу с использованием информации о перегрузках, действующих на летательный аппарат. Провёл подробные исследования и предложил методы обеспечения заданных характеристик устойчивости и управляемости, а также методы выбора алгоритмов управления самолётами Су-27, Миг-29, воздушно-космического самолета «Спираль», орбитального корабля «Буран» многоразовой космической системы «Энергия-Буран».
 
 Манёвренные самолёты
Самолёт МиГ-29
Воздушно-космический орбитальный самолёт «Спираль»


Орбитальный корабль «Буран»
 многоразовой космической системы «Энергия – Буран».
 
Самолёт Су-27
 
 
Рэм Васильевич разработал новые подходы к экспериментальным исследованиям самолётов с использованием пилотажных стендов. Созданные под его руководством в 1960-ые годы пилотажные стенды ЦАГИ ПСПК-1 и ПСПК-2 эффективно используются вплоть до настоящего времени.
К научно-исследовательским работам на стендах НИО-15 ЦАГИ привлекались лётчики высшей квалификации, имеющие опыт испытательной работы различных по назначению самолётов, лётчики-космонавты: Дважды Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, летчик-космонавт СССР, Начальник ЦПК им. Юрия Гагарина Георгий Тимофеевич Береговой; Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, председатель методсовета лётных испытаний ОКБ им.А.И. Микояна Константин Константинович Коккинаки; космонавты первого специального набора (в 4-ый отдел Германа Степановича Титова 1-ого Управления ЦПК им.Ю.А. Гагарина) Дважды Герои Советского Союза, летчики-космонавты СССР Леонид Денисович Кизим и Владимир Афанасьевич Ляхов, успехи которого специалисты-исследователи НИО-15 особо положительно выделяли среди приглашаемых лётчиков
.
 
Береговой Георгий Тимофеевич -Дважды Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Лётчик-космонавт СССР, Начальник ЦПК им. Юрия Гагарина
Коккинаки Константин Константинович - 
Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
председатель методсовета по лётным испытаниям ОКБ им. А.И. Микояна
Кизим Леонид Денисович -Дважды Герой Советского Союза, лётчик -космонавт СССР
Ляхов Владимир Афанасьевич -
Дважды Герой Советского Союза,
лётчик -космонавт СССР
 
 
 
Научная деятельность Р.В.Студнева основывалась на энциклопедических знаниях и безошибочной инженерной интуиции в вопросах динамики полёта и автоматизации управления самолетов. Многим сотрудникам Рэма Васильевича памятны подробнейшие записки с вариантами решения задач, методики проведения исследований и предполагаемыми результатами, которые он составлял по выходным и щедро раздавал исполнителям работ по понедельникам. Его прогнозы по развитию работ и предполагаемым результатам, как правило, сбывались. Вокруг Рэма Васильевича в отделении сложился обширный эффективно работающий коллектив энтузиастов отечественной авиационной науки. Он был остроумным, веселым общительным человеком с разнообразными интересами: фотография, охота, рыбалка, литература, живопись, резьба по дереву.
За свои 48 лет, половина из которых пришлась на работу в НИО-15,
Р.В. Студнев много сделал для создания в ЦАГИ современной школы динамиков.
Лауреат премии имени профессора Н.Е.Жуковского, ковалер ордена «Знак Почёта», автор более 60 статей и 16 изобретений. Основные результаты исследований опубликованы в трёх монографиях в соавторстве с академиком Георгием Сергеевичем Бюшгенсом.
 
Георгий Сергеевич Бюшгенс (р. 1916)

Ученый в области аэродинамики, динамики летательных аппаратов и систем управления, комплексных исследований авиационной техники нескольких поколений самолетов.
Академик РАН (1981), докотор технических наук, профессор. Работает в ЦАГИ с 1940 г., с 1961 г. по 1965 г. возглавлял отделение динамики, с 1965 г. по 1992 г. - первый заместитель начальника ЦАГИ, с 1992 г. по настоящее время является советником при дирекции и заместителем председателя диссертационного совета ЦАГИ, членом президиума научно-технического совета ЦАГИ по аэродинамике.
Осуществлял научное руководство со стороны ЦАГИ при создании всех летательных аппаратов в СССР на протяжении почти трех десятилетий, начиная с середины 60-х гг. Был одним из инициаторов создания ФАЛТ МФТИ, в течение трех десятилетий осуществлял научное руководство факультетом и являлся заведующим кафедрой "механики полета".
Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской премии, Государственной премии им.проф. Н.Е. Жуковского.
Книга "Динамика пространственного движения самолёта"
Режимы неустойчивости у маневренных самолетов, выявленные на практике при увеличении скорости и высоты полета, послужили основанием для проведения в последние годы ряда теоретических и экспериментальных исследований как в Советском Союзе, так и за рубежом. В результате были установлены перекрестные связи между параметрами, характеризующими продольное и боковое движение самолета.
В предлагаемой монографии авторы на основе ряда своих исследований и обобщения опубликованных работ других авторов излагают исходные положения теории пространственного движения самолета с учетом перекрестных связей.
В книге выводятся критерии устойчивости движения самолета при маневрах, сопровождающихся энергичным кренением.  Для описания особенностей динамики самолете при пространственных маневрах авторы используют некоторые понятия и методы качественной теории дифференциальных уравнений. Полученные при анализе качественные результаты иллюстрируются результатами расчетов динамики самолета на ЭЦВМ и моделирующих машинах.
Большое внимание в книге уделяется физическому объяснению получаемых результатов и описанию механики движения самолета в наиболее общих случаях управляемого полета. Подробно анализируются причины и условия возникновения явления "инерционного вращения" самолета, сопровождающегося потерей эффективности поперечного управления.
Книга рассчитана на инженеров промышленности, преподавателей и студентов авиационных втузов.
Книга "Аэродинамика самолёта. Динамика продольного и бокового движения"
В книге «Аэродинамика самолёта. Динамика продольного и бокового движения» рассмотрены особенности устойчивости и управляемости продольного и бокового движения современных самолетов. Приведены результаты исследования зависимости оценок лётчиком пилотажных характеристик самолёта от его аэродинамических и инерционных характеристик. Рассмотрены основные направления автоматизации управления самолёта летчиком, включая вопросы автоматизации управления аэродинамически неустойчивым самолётом.
Книга предназначена для инженерно-технических и научных работников авиационной промышленности.
Книга "Динамика самолёта. Пространственное движение"

В книге «Динамика самолета. Пространственное движение» проанализированы особенности устойчивости и управляемости самолёта при одновременном управлении элеронами, стабилизаторм и рулём направления. Рассмотрены физические причины взаимодействия продольного и бокового движения, приводящее к появлению новых свойств в пространственном движении самолета. Особое внимание уделяется анализу практических случаев появления взаимодействия продольного и бокового движений. Рассматриваются некоторые методы анализа пространственного движения самолётов с использованием ЦВМ. Книга предназначена для научных работников и инженеров, занимающихся исследованиями и испытаниями самолётов.
Первый лист рукописи книги
Расчет листов рукописи книги

Рэму Васильевичу было что ещё добавить в книгу, но ...не успел
.
"10 мая 1980 г., когда рукопись этой книги в основном была готова, после тяжелой болезни в возрасте 47 лет скончался Рэм Васильевич Студнев – доктор технических наук, крупный ученый в области динамики полета, один из ведущих ученых ЦАГИ.  Вся творческая жизнь Р.В. Студнева была связана с ЦАГИ, где он начал научную деятельность в 1956 году после окончания Московского физико-технического института (МФТИ).

Рэм Васильевич принадлежал к ученым ЦАГИ новой формации, воспитанным и выращенным совместными усилиями МФТИ и ЦАГИ. Отличное образование, полученное в МФТИ, выдающийся талант Рема Васильевича и творческая работа в стенах ЦАГИ способствовали его успеху в получении новых результатов в динамике полета.
Его работы – крупный вклад в теорию пространственного движения летательных аппаратов, в теорию систем управления и в разработку экспериментальных методов исследования динамики на стендах. Р.В. Студнев многие годы читал лекции в МФТИ, руководил аспирантами, осуществлял руководство крупными научными подразделениями в ЦАГИ.

Мое близкое знакомство и сотрудничество с Р.В. Студневым началось с 1956 года, когда он проходил дипломную практику и выполнял дипломную работу в ЦАГИ. Затем нами были выполнены совместные работы по динамике пространственного движения, опубликован ряд статей.  В последующие годы я по многим вопросам научной работы в ЦАГИ соприкасался с Рэмом Васильевичем, с удовольствием наблюдал его успехи и научный рост. В написании и подготовке к печати выпущенных нами монографий ему принадлежит огромный труд и немалые заслуги по существу ряда изложенных в них проблем.

Внезапная кончина Р.В. Студнева в расцвете творческих сил – большая потеря для всех нас, для нашей науки.
Всем, кто близко знал Р.В. Студнева, работал с ним многие годы, тяжело сознавать, что его уже нет с нами".
 
     Академик Г.С. Бюшгенс.
 

В честь 50-летия отделения НИО-15 «Динамики и систем управления» ЦАГИ им. профессора Н.Е.Жуковского в 2011 году был выпущен прекрасный сборник, в котором отражена научная деятельность Рэма Васильевича Студнева (см. стр. 212).
 
 
Выбор профессии учёного не был для Рэма Васильевича случайностью или итогом мгновенного решения. Еще в школе, а это была прекрасная необычная московская школа № 23 им. К.Е. Ворошилова, учителя по математике и физики старались склонить его к выбору профессии, связанной с их предметом: математикой или физикой. Они поняли возможности своего ученика и развивали их в нём. Советская школа была лучшей по всем параметрам её оценки. Высококвалифицированные преподаватели, выжившие вместе со своими учениками во время Великой Отечественной войны в голодной и промёрзшей Москве, нашли способ сделать из мальчишек (школа была мужская) будущих учёных, поэтов (Юрий Ряшенцев),
педагогов и других истинных специалистов. Участие Рэма Васильевича в математических и физических олимпиадах, диспутах в МГУ им. М.В. Ломоносова, где можно было проверить и отстоять свою позицию в познании неизвестного во многом определили цель жизни Рэма Васильевича – наука! Он и посвятил её Величеству всю свою жизнь – 48 лет! Он стал студентом физико-технического факультета (ФТФ) МГУ им.
М.В. Ломоносова, преобразованного в дальнейшем в МФТИ – лучший сегодня научно – технический ВУЗ. Его профессорско-преподавательский состав не дал уничтожить свой институт во время прихода в Россию синдрома некомпетентности властных структур и эпохи ПИАРа.

Рэм Васильевич в период учебы в МФТИ (г. Долгопрудный Московской обл.) познакомился и дружил до последних своих дней с такими прекрасными людьми как Владимиром Яковлевичем Нейландом (будучи студентами, они с ним снимали где-то в Долгопрудном у какой-то старушки уголок в её печной избушке), Василием Александровичем Ярошевским, Александром Сергеевичем Клумовым и его супругой Лилей (из одной группы МФТИ) – ведущим аэродинамиком ОКБ им.А.И.Микояна, Иваном Немчиновым и многими другими. Особые отношения связывали Рэма Васильевича со своим непосредственным сподвижником Виктором Ивановичем Кобзевым, который стал дня нас самым близким человеком.

 
Нейланд Владимир Яковлевич (р.1932)
Ярошевкий Василий Александрович (р. 1932)
Кобзев Виктор Иванович (р. 1937)  
 
 

Они все умели дружить. Дружили семьями, дружили дети и жёны!

Первенец Космической Авиации воздушно-космический самолёт «Спираль» в Советском Союзе разрабатывался и проходил испытания в ОКБ им. А.И. Микояна и в его филиале в г. Дубне. Динамики этих подразделений продуктивно взаимодействовали с Р.В. Студневым многие годы.
Ветераны этой грандиозной научной деятельности доктор технических наук Владимир Александрович Труфакин и кандидат технических наук Валерий Васильевич Горбатенко (НПО Молния Минавиапрома СССР) душевно вспоминают:

 

«22 июня 2012 года исполняется 80 лет со дня рождения Рэма Васильевича Студнева – всемирно известного выдающегося ученого, физика и математика, внесшего неоценимый вклад в изучение динамики полета гражданских и военных самолетов, а также крылатых космических летательных аппаратов. Его книги, изданные совместно с академиком РАН Г.С.  Бюшгенсом – «Динамика продольного и бокового движения» (1979 г.) и «Динамика самолета. Пространственное движение» (1983 г.), до сих пор являются настольными книгами для научных и инженерно-технических работников авиационной промышленности.

Р.В. Студнев придавал огромное значение моделированию динамики полета авиационной и космической техники на пилотажных и беспилотных статических и динамических стендах. Так, в рамках программы «Спираль» в научной лаборатории 15 ЦАГИ под его непосредственным руководством был создан трехстепенной динамический стенд на воздушной подушке с шаровой опорой для отработки контуров автоматической стабилизации реактивной системы управления крылатого космического аппарата на орбитальном участке полета. Сам Г.Т. Береговой – начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина (ЦПК), знакомясь в ЦАГИ с работой этого стенда, дал ему высочайшую оценку.
Под руководством Р.В. Студнева в ЦАГИ также был создан первый отечественный пилотажный стенд МК-10 на базе натурной головной части орбитального самолета «Спираль» с двумя степенями подвижности и шестиступенной широкоугольной системой визуализации. Дальнейшее развитие пилотажной стендовой базы происходило уже на новом научно-техническом уровне, например, в проектах «Буран», «МАКС» и др. это были стенды ПСПК-102 в ЦАГИ, ПДСТ в НПО «Молния», Пилот-35 в ЦПК им.Ю.А.Гагарина и др.
На пилотажном стенде МК-10 проводились в основном исследования по теме «Спираль». Результаты этих исследований привели к осознанию необходимости доработки конструкции шасси практически уже готового дозвукового аналога ОС «Спираль». На этом же стенде отрабатывался предложенный Р.В. Студневым и группой его сотрудников новый способ поперечного управления орбитальным самолетом на сверхзвуковых и гиперзвуковых режимах полета. Впоследствии этот способ был реализован на орбитальном корабле «Буран».
Научная деятельность Р.В. Студнева получила широкое признание среди ученых и специалистов предприятий авиационной и ракетно-космической отраслей, научно-исследовательских институтов и технических ВУЗов страны. Несмотря на колоссальный объем производственной работы, согласованной с планами работ различных ОКБ авиационной промышленности, Р.В. Студнев много времени и сил отдавал преподаванию в МФТИ и созданию своей собственной школы ученых в области динамики полета и управления воздушно-космических самолетов (ВКС). Он подготовил большое количество кандидатов и докторов технических наук. К ним относятся, например, такие известные в авиационно-космической отрасли специалисты как д.т.н. Труфакин В.А., к.т.н. Горбатенко В.В., которые и сейчас успешно трудятся, вспоминая с благодарностью своего учителя.
Отмечая 80-летие со дня рождения Рэма Васильевича Студнева, хотелось бы подчеркнуть, что в жизни он был доброжелательным, обаятельным и веселым человеком. Его уважали коллеги, товарищи, ученики и как личность, и как выдающегося ученого в авиационно-космической области».
 



д.т.н. Труфакин В.А.,



к.т.н. Горбатенко В.В., июнь 2012 г.

Рэм Васильевич родился в русской семье, в которой родители познакомились на партийно-комсомольской работе.
Отсюда и имя, которые в 30-ые годы прошлого столетия они давали своим детям:
       Ким – коммунистический интернационал молодёжи,
       Владлен – Владимир Ленин,
       Рэм – революция, электрификация мира (по образованию отец был связист).

18 июля 1939 года наш папа погиб в боях на реке Халхин-Гол в Монголии («Неизвестная война» - для кого?!).



Москва. Ворошилову

По представлению командования 57 отдельного корпуса за особо
выдающиеся боевые подвиги и геройство, мужество, отвагу и
самоотверженность в районе Халхин-Гол представляем к высшим
Правительственным наградам красноармейцев, командиров и
политработников

Орден Ленина     

Старшего политрука Студнева -
Василия Ивановича

   Комиссара 1 спб 9 ммб
 

Начальник Политотдела 1-й Армейской группы
Бригадный Коммисар    (Горохов)

Источник - Архив Военный Российского Государства,
Москва, ул. Адмирала Макарова, дом 29

 


В « Книге памяти. Российская Федерация. 1923 – 1939 годы. Том 1. Издательство Патриот - 1989 г.» написано:
 


Студнев Василий Иванович

Старший полтрук, слушатель ВПА им.В.И.Ленина, 1спб 9 мббр,1904года
рождения, член ВКП(б),Москва,Б.Пироговская, дом 51 кв.664.
Жена - Студнева Капиталина Ивановна проживает там же.
Призван Московским РВК. Погиб 18 июля 1939г.в бою во время атаки
позиций противника. Награжден Орденом "Ленина" 29 августа 1939 года.

Источник - Российская Федерация. Книга памяти.
1923-1939г.г. том 1.
Издательство Патриот-1998г.



г. Москва, Арбат, Спасопесковский пер., 1954-55 год.

Братья тогда не могли знать, что в соседнем доме 7\1, на фоне которого они стоят, сейчас размещается консульский отдел Посольства Монголии и офис Общества друзей Монголии, где нашли место захоронения их Отца - Василия Ивановича Студнева.
 

Копирование и распространение фотоснимков без письменного согласия администратора сайта не разрешается

Жена Рэма Васильевича Нина Михайловна – врач. Окончила Первый Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова.
Мистика-отметил старший сын:
        диплом врача Нины Михайловны Студневой подписан 22 июня,
        день начала Великой отечественной войны - 22 июня1941 г.,
        день рождения Рэма Васильевича Студнева - 22 июня 1932 г.

Сыновья Рэма Васильевича - Сергей Рэмович и Алексей Рэмович, как и их отец, окончили Московский Физико-Технический институт (МФТИ). Сергей Рэмович до развала Советского Союза в том же НИО-15 ЦАГИ им. профессора Н.Е.Жуковского успешно занимался научно-техническими вопросами при создании орбитального корабля «Буран» многоразовой космической системы «Энергия-Буран».
Младший сын Алексей Рэмович успешно трудится в одном из совместных предприятий (СП).

Похоронен Рэм Васильевич на кладбище в городе Жуковском Московской обл., где рядом с ним покоятся многие его друзья, коллеги и так ценимые им лётчики-испытатели СССР.


  Память о Рэме Васильевиче Студневе в его трудах учёного, в его доброжелательности и искренности!    
 
  Директор комплекса-Главный конструктор
НПО «Молния» Минавиапрома (до декабря 1998 г.)

Ответственный технический руководитель
Посадочного комплекса ОК "Буран" на космодроме «Байконур»
                Владислав В. Студнев

Июнь 2012 года, г. Москва, Россия.



 

Автор статьи
Владислав Васильевич Студнев

Материалы для странички сайта предоставили товарищи по совместной работе
Труфакин В.А., Горбатенко В.В., Каденко В.В. (НПО "Молния " Минавиапрома СССР)
и члены семьи Рэма Васильевича СТУДНЕВА.

Большое им спасибо!                                  

                                     Администратор сайта В.И. Коротченко 
 

Дизайн странички сайта В.И. Коротченко
-- Знаменательные даты----