StarJet

---Знаменательные даты----

2012 21 марта 80-летие со дня рождения Дементьева Г.П.
2011 12 апреля 50-летие первого полета Человека в Космическое Пространство
  22 февраля Юбилей-50 Грачева С.И.
2010 08 ноября Юбилей-70 Богдана Л.М.
  02 июля Юбилей-70 Каденко В.В.
  06 июня 55-летие Космодрома "БАЙКОНУР". Встреча ветеранов в г. Москве.
  05 июня Юбилей-75 Усика А.А.
  26 апреля Юбилей-75 Студнева В.В.
2009 25 декабря 100-летие со дня рождения Лозино-Лозинского Г.Е.
1988 15 ноября Полет орбитального корабля "Буран" транспортной космической системы "Энергия-Буран".
1975 27 ноября Подписан "Полетный лист №1" Первого советского аналога орбитального самолета.

К 80-летию со дня рождения Геннадия Петровича Дементьева
 

21 марта 2012 года исполняется 80 лет со дня рождения 1-ого Зам. Генерального Директора – Главного Конструктора Научно-производственного объединения «Молния» Геннадия Петровича Дементьева.

 

Советский Авиаконструктор

Геннадий Петрович
ДЕМЕНТЬЕВ

Герой Социалистического труда
Лауреат Государственной премии СССР

1-
й
Зам. Генерального Директора- Главный Конструктор НПО "Молния"
Министерства Авиационной промышленности СССР,
Главный конструктор самолета МиГ-27 в ОКБ им. А.И. Микояна,
Академик Российской инженерной Академии,
Академик Российской космической Академии,
Действительный член Международной Академии астронавтики,
Профессор МАИ им. Серго Орджоникидзе,
Технический и ответственный представитель Министерства Авиационной
промышленности на космодроме "Байконур" в период подготовки, испытаний,
пуска и посадки орбитального корабля "Буран" на созданный НПО "Молния"

Посадочный комплекс,
Непосредственный участник создания и испытаний ракетных комплексов
Х-29, Р-72, Р-75, изд.63,

Председатель Государственной экзаменационной Комиссии по приему
защиты дипломных проектов у выпускников филиала "Восход" МАИ
им. Серго Орджоникидзе (Байконур),
Почетный Авиастроитель,
Заслуженный испытатель Байконура

 

В 1996 году перестало биться сердце Геннадия Петровича. К этому возрасту специалист достигает своего «Золотого века» - это способность творить, опираясь на свой личный опыт, интуицию, понимание возможностей и необходимости Государства, осознание востребованности творимого. Это итог сделанного им и коллективом, который воплотил в жизнь его замыслы и поручения Правительства. Это и звания, статус, высокие награды Родины и т.п. Бремя напряжённого труда, стирающее грани личного и государственного, труда без права на ошибку, бремя величайшей ответственности за принятые решения. Ибо только тогда можно сказать – он достиг своего золотого века!

Геннадий Петрович Дементьев не только достиг его, но и готов был дальше нести нелёгкую ношу одного из создателей Космической Авиации в Советском Союзе!

К сожалению, синдром некомпетентности, пришедший в Россию с развалом Советского Союза, выдвинул на высокие руководящие должности в Государстве профессионально непригодных, неспособных и нежелающих развития России как цивилизованного государства. Вынашиваемые Г.Е. Лозино-Лозинским и Геннадием Петровичем Дементьевым планы развития и познания Космической Авиации, родившиеся ещё в недрах ОКБ им. А.И. Микояна в далекие 60-ые годы прошлого столетия и актуальные до сих пор, были невостребованы и безальтернативно отвергнуты практически непонятыми.

В 1965 году ОКБ им. А.И. Микояна была поручена разработка проекта воздушно-космического самолёта «Спираль». Главным конструктором Артём Иванович Микоян назначил Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, получив от него заверения, что решение вопросов газодинамики и силовых установок для всех самолётов ОКБ остаются в его обязанностях. Исполнение же обязанностей Зам. Главного конструктора были поручены старшему преподавателю и доценту кафедры 102 МАИ им. Серго Орджоникидзе Г.П. Дементьеву. Молодой, по тогдашним меркам, в возрасте Христа, 33 лет отроду Геннадий Петрович решительно включился в новый для всех нас проект космического самолета. Сверх закрытость проекта в какой-то степени мешала работе, но мы внутренне понимали значимость нового оружия для Страны. Это оружие из привычной для нас всех стандартной атмосферы шагнуло в космос, а американские конструкторы в то время уже во всю осваивали летающие F2-X2 и HL-10. Да - мы делали оружие, для его использования в космическом пространстве. «Кто владеет космосом – тот владеет Миром!» - сказал Президент США Линдон Джонсон.
 
Этот девиз мы узнали гораздо позже, но мы разрабатывали оружие не для владения Миром, а для надёжной защиты своего Государства. Об орбитальном самолёте «Спираль» много написано, рассказано и показано порой противоречивого. Проект же был выполнен в установленный срок, предъявлен Заказчику и неоправданно долго был вынужден ждать своего часа.
 
В этот период ожидания решения Правительства - «быть или не быть» в СССР предвестнику космической Авиации орбитальному самолёту «Спираль», Геннадий Петрович «по крупице» собрал и создал мощную научно-техническую кооперацию научных организаций и предприятий Советского Союза, включая организации и предприятия Минобороны. Эта кооперация не только обеспечила разработку наукоёмкого проекта ВКС «Спираль», но и разработку, изготовление и лётные испытания первого советского аналога орбитального самолёта на атмосферном участке. Эта же кооперация, созданная и частично откорректированная Геннадием Петровичем Дементьевым, подтвердила свою деловую способность при создании уже другого проекта – орбитального корабля «Буран» многоразовой космической системы «Энергия-Буран».
 
Период ожидания был заполнен руководством ОКБ подключением специалистов, участвовавших в проекте ВКС «Спираль», к работам уже существующих модификаций самолётов Миг-23Б, МиГ-25 и новейшего тогда МиГ-29.
ОКБ А.И.Микояна, создав семейство самолётов МиГ-23, максимально выполнило требование Заказчика по боевому применению этого грозного оружия. Итогом модернизации этого уникального самолёта был самолёт-бомбордировщик МиГ-27 повышенной боевой эффективности. Эта работа была поручена Г.П. Дементьеву.
Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 – самолёт огневой поддержки военной авиации России. Он предназначен для эффективного поражения наземных целей с низких высот.
 
В процессе разработки самолёта конструкторы пытались учесть недостатки, которые были присущи штурмовым вариантам самолёта МиГ-23. На МиГ-27 установили двигатель ТРДФ Р-29Б-300 тягой в 11500 кгс с форсированным соплом форсажной камеры и нерегулируемые воздухозаборники. С использованием таких модификаций сократился расход топлива, уменьшился вес машины ценой лётных характеристик. МиГ-27 тяжелее, чем Миг-23, и оснащён более прочным шасси с пневматиками высокого давления. Его крылья, в отличие от предшественников, могут складываться. Вместо 23-миллиметровой двуствольной пушки была установлена шестиствольная 30-миллимитровая пушка ГШ-6-30, максимальный боекомплект которой состоит из 260 снарядов. На крыльевом пилоне может быть установлен контейнер СППУ-22 с пушкой, которая способна поражать наземные цели с горизонтального полёта. Помимо всего этого, истребитель может нести обширный набор различных неуправляемых и управляемых ракет и бомб. МиГ-27 может также нести тактическое ядерное оружие. Его общая боевая нагрузка может достигать 4 тонн.
 
МиГ-27 имеет следующий размеры: размах крыла – 14 м или 7,8 м при сложенном крыле, длина – 17 м, высота – 5 м. Радиус боевого действия самолёта – 540 км. Максимальная скорость истребителя – 1880 км\час.
 
Первый прототип МиГ-27 впервые взлетел в 1972 году. Первый опытный самолет МиГ-27 в 1974 году поднял в воздух Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Валерий Евгеньевич Меницкий. Вскоре самолет был запущен в серийное производство. В 1977 году на вооружение военной авиации СССР он поступил в новой модификации – МиГ-27К. Был укомплектован оборудованием, предупреждающим о радиолокационном облучении, и новой прицельно-навигационной установкой ПрНК-23К, оснащённой лазерно-телевизионной системой прицела «Кайра». Она позволяет наводить управляемое оружие в режиме программно-корректируемого отслеживания. Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителя МиГ-27К позволяет захватывать и поражать наземные цели, находящиеся вне пределов визуальной видимости в тяжёлых погодных условиях до 7-8 км.
 
 
Другие модификации самолёта имеют расширенное окно лазерного дальномера-целеуказателя, размещённого в носовой части корпуса машины за что самолет был окрещен "Крокодилом Гена". Лицензионный вариант самолёта под новым обозначением МиГ-27Л производится в Индии.
 
Cитуация в Стране изменила военную Доктрину Правительства и, как следствие этого, изменило отношение к Авиации и, тем более, к непонятному тогда для многих термину - «орбитальный самолёт». В 1965 году было создано новое Министерство общего машиностроения (Министр – С.А. Афанасьев), в которое были отторжены из Минавиапрома СССР его лучшие авиационные заводы, типа завода М.В. Хруничева. В этой ситуации Г.П. Дементьев сделал всё возможное, чтобы решение о необходимости в СССР орбитального самолёта осталось в любом варианте формулировки, но осталось! Благодаря в основном его усилиям и настойчивости они вместе с Г.Е. Лозино-Лозинским убедили нашего Министра П.В. Дементьева согласиться с созданием нового Научно-производственного объединения, таким образом сохранить предприятия и заводы в отрасли, а тему орбитального самолёта приобщить к космическим программам СССР. В этом Геннадий Петрович проявил себя как руководитель-государственник. Ощущение правильности никогда не покидало его, а чувство моральной ответственности за доверенное – было одним из его девизов!
 
В новой компромиссной интерпретации, если воздушно-космический самолёт «Спираль» выводился на ОИСЗ гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, то теперь уже орбитальный корабль «Буран» стартовал на орбиту на ракете-носителе «Энергия». Как выяснилось позже, нужна была мощная ракета-носитель, способная вытаскивать на ОИСЗ нагрузку до 100т. Вариант вывода орбитального самолёта в космос ракетой был нами рассмотрен в проекте 1965 года в ОКБ А.И.Микояна и предварительно согласован с предприятиями Минобщемаша. (см. на сайте), поэтому Минавиапром принял новое задание Правительства.
 
Г.П. Дементьев уже в должности 1-ого Зам. Генерального Директора-Главного Конструктора НПО «Молния» помимо своих административных и руководящих объединением обязанностей, как Главный Конструктор вёл научно-технические разработки бортовых систем, агрегатов и оборудования, обеспечивающих посадку с орбиты корабля «Буран» как в ручном, директорном, так и в автоматическом режимах управления посадкой. Геннадий Петрович со специалистами разработал стратегическую доктрину создания и отработки системы управления:
- математическое и полунатурное моделирование,
- летающие лаборатории,
- летающий аналог орбитального корабля – БТС-002 ГЛИ,
- полноразмерный стенд оборудования – ПРСО,
- пилотажно-динамический стенд-тренажёр – ПДСТ.
 
В своей статье «Посадка орбитального корабля» Г.П. Дементьев пишет о значимости исследований и отработки аэродинамических характеристик для всех режимов полёта:

«Решение проблем аэродинамики потребовало использования всей существующей отечественной научно-технической и экспериментальной базы и поиска совершенно новых теоретических методов расчёта, создания экспериментальных установок и разработки средств автоматизированной обработки результатов.
Было создано 15 новых методов расчёта аэродинамических характеристик для различных диапазонов режимов полёта, 85 различных по сложности и масштабов аэродинамических моделей, в том числе уникальных (тензометрированные, дренированные, охлаждаемые), 122 комплекта новых тензовесов, 12 автоматизированных стендов и выполнено около 40 тысяч пусков в 25 аэродинамических трубах СССР.

В результате были отработаны аэродинамические характеристики ОК, отвечающие лётно-техническим требованиям во всём диапазоне гиперзвуковых, сверхзвуковых и дозвуковых скоростей полёта от момента входа в плотные слои атмосферы со скоростью М=28 до приземления». (Москва, «Машиностроение» 1995г. Многоразовый Орбитальный корабль «Буран»).
 
Герой Социалистического Труда,
Лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР,
Профессор, Доктор технических наук,

Владимир Лаврентьевич Лапыгин
Система управления ОК «Буран» являлась особо сложной, комплексной системой, работающей на всех участках полёта после отделения корабля от ракеты-носителя. В создании СУ принимало участие много предприятий и НИИ СССР, выполняя свои конкретные задания на определённых участках полёта под объединяющей координацией работ НПО автоматики и приборостроения во главе Н.А. Пилюгиным и сменившего его В.Л. Лапыгина.
 
Две основные головные фирмы совместно с НПО «Молния» Минавиапрома СССР во взаимодействии с Геннадием Петровичем Дементьевым создали и комплексно отработали как наземные, так и бортовые средства, обеспечивающие инерциальную навигационную систему (ИНС) ОК на этапе посадки измеряемой информацией, включая алгоритмы первичной и комплексной обработки этой информации на быстродействующей БЦВМ. В результате на выходе из ИНС формировалась информация о параметрах движения орбитального корабля:

- Всесоюзный НИИ радиоаппаратуры (ВНИИ РА) Минрадиопрома СССР (Разработчик радиотехнической системы навигации посадки и управления воздушным движением, включая микроволновую систему посадки МКС ОК «Буран» РСНП УВД.)
Генеральный Конструктор – Герой Социалистического труда,
Лауреат Государственной премии, Доктор технических наук

Геннадий Николаевич Громов

Технический Руководитель системы РСНП УВД и МКС ОК «Буран» от ВНИИ РА МРП на Посадочном комплексе ОК «Буран» космодрома «Байконур» Владимир Борисович Андриенко.
 
- Московское ОКБ «Марс» (Система управления на участке аэродинамического спуска и посадки
ОК «Буран», алгоритмы участка спуска и посадки).
Директор – Генеральный Конструктор,
Д
октор технических наук, Профессор,
Заслуженный деятель науки РФ

Анатолий Сергеевич Сыров
 
 
Итогом этой многогранной научно-технической и организационной деятельности Геннадия Петровича Дементьева была уникальная, беспилотная, безмоторная и «без права на второй круг» автоматическая посадка ОК «Буран» 15 ноября 1988 года на искусственное покрытие ВПП посадочного комплекса космодрома «Байконур», созданного, как головным предприятием, НПО «Молния» Минавиапрома СССР.
 
Особый период деятельности Г.П. Дементьева относится к работам непосредственно на техническом комплексе МКС «Энергия-Буран», где окончательно собирался, проходил автономные и комплексные испытания и наклейку теплозащитного покрытия (ТЗП) ОК «Буран». Там же, на космодроме «Байконур», корабль испытывался и готовился к пуску в Монтажно-заправочном (МЗК) и Стартовом (СК) комплексах с участием специалистов НПО «Молния» и предприятий Минавиапрома СССР. Работы по созданию МКС «Энергия-Буран» были на контроле Правительства, поэтому на космодроме под началом Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам были созданы Межведомственные оперативные группы (МОГ) по основным комплексам: Стартовому – В.В. Лазарев, Техническому - Ю.М. Данилов, Посадочному - В.В. Студнев.
 
В связи с отсутствием в 12 ГУ МАП подготовленных специалистов для решения комплексных вопросов по ОК «Буран» и на стыковочных работах с МКС «Энергия-Буран» Г.П. Дементьев был назначен техническим руководителем и Ответственным представителем Министерства Авиационной промышленности СССР на ЦНИИП-5 Минобороны СССР. Это вынужденное назначение значительно повысило нагрузку и ответственность за принимаемые решения. Приходилось разрываться на работы в Москве - основная научно-техническая деятельность и на космодроме: 12 - 14 часовой рабочий день, без выходных, жестокая экология, продукты и питание далеки от нормальных, вода – просто осветлённая жидкость. Но никто не стонал, не впадал в истерику, а просто работал, причём большинство работало вдохновенно и с огромным интересом! Что же мы сделали?! Пока не построили для Министра коттедж на пл.N2, он жил на площадке 113 в гостинице N15, которую сам договорился с Директором Куйбышевкого авиазавода передать в НПО «Молния». Так что всегда был среди специалистов и прекрасно знал обо всех трудностях. Кстати, две финские бани во дворе нашей гостиницы для «наших» - это небольшой, но существенный итог знания бытия подчинённых и заботы о них в условиях космодрома.
 
Геннадий Петрович Дементьев был хорошим руководителем, умеющим создать деловую и творческую атмосферу в коллективе. Обладал достойным авторитетом у специалистов с ним работающих. Его отличали высокая научная и техническая эрудиция, принципиальность, требовательность к себе и подчинённым. Он всегда стремился к комплекcности научно-технических решений и организации производства даже в условиях космодрома. Не терпел «халтуры» и «спихотехники». Был всесторонне развитой личностью: собирая модели самолетов, он мог рассказать о самолете буквально всё и его лётную судьбу, собирая значки или монеты – то же самоё плюс история происхождения.
 
Девиз - "БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ" Геннадий Петрович Дементьев по жизни перевыполнил! Опытный организатор -государственник, Главный Конструктор, умеющий работать без права на ошибку. Аналитик с русской неуспокоенностью! Советский авиаконструктор космической авиации!
 

Владислав В. Студнев

 

Фотоснимки из архива семьи Дементьева Геннадия Петровича

Копирование и распространение фотоснимков без письменного согласия администратора сайта не разрешается

 
Чтобы увеличить фото во весь экран, нажмите кнопку    Full Screen справа внизу фотоплеера
Чтобы включить просмотр слайдшоу, нажмите кнопку     Play справа внизу фотоплеера
 

 
 
Директор комплекса - Главный конструктор
НПО «Молния» Минавиапрома (до декабря 1998 г.),

Ответственный технический руководитель
Посадочного комплекса ОК "Буран" на космодроме «Байконур»

                Владислав В. Студнев

21 марта 2012 года, г. Москва, Россия.

Автор статьи
и подбор материала
Владислав Васильевич Студнев
 
 

-- Знаменательные даты----