StarJet

---Знаменательные даты----

2012 22 марта 80-летие со дня рождения Блохина Ю.Д.
  21 марта 80-летие со дня рождения Дементьева Г.П.
2011 12 апреля 50-летие первого полета Человека в Космическое Пространство
  22 февраля Юбилей-50 Грачева С.И.
2010 08 ноября Юбилей-70 Богдана Л.М.
  02 июля Юбилей-70 Каденко В.В.
  06 июня 55-летие Космодрома "БАЙКОНУР". Встреча ветеранов в г. Москве.
  05 июня Юбилей-75 Усика А.А.
  26 апреля Юбилей-75 Студнева В.В.
2009 25 декабря 100-летие со дня рождения Лозино-Лозинского Г.Е.
1988 15 ноября Полет орбитального корабля "Буран" транспортной космической системы "Энергия-Буран".
1975 27 ноября Подписан "Полетный лист №1" Первого советского аналога орбитального самолета.

Жизнь, отданная без остатка
 

 


22 марта 2012 года исполняется 80 лет со дня рождения

Б Л О Х И Н А   ЮРИЯ   ДМИТРИЕВИЧА

Заместителя Главного конструктора НПО «Молния» Минавиапрома СССР
 

 


«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
  Преодолеть пространство и простор.
  Нам разум дал стальные руки-крылья,
  А вместо сердца – пламенный мотор ...»


          Из песни "Марш Сталинской Авиации", 1926 г.

   
     Известна сентенция: «У успеха много родителей, неудача – всегда сирота».

      Если общество разумно и располагает достаточными производительными силами, оно в состоянии решить любые возникающие перед ним задачи, - создание многоразовой космической транспортной системы «Энергия-Буран» тому пример.
   
     И здесь мы отмечаем вклад Блохина Юрия Дмитриевича в успехе этого проекта.

     В середине 60-х годов прошлого столетия две команды Дубенского филиала «Микояновской» фирмы (ОКБ-155), возглавляемого Главным конструктором Александром Яковлевичем Березняком, проводили испытания боевых крылатых ракет класса «воздух-поверхность». Командой по испытаниям ракеты КСР-5 руководил Селезнев Игорь Сергеевич, сменивший впоследствии Березняка А.Я. на посту Главного конструктора. Командой по испытаниям ракеты Х-22 руководил Юрий Дмитриевич Блохин. Надо ли говорить, что испытания завершились принятием ракет на вооружение Советской Армии?!

БЛОХИН Юрий Дмитриевич
(1932 - 1993 г.г.)
Зам. Главного конструктора НПО "Молния"




Авиаконструктор,
Дважды Герой Социалистического труда,
Лауреат Ленинской и шести Сталинских премий,
Академик, генерал-полковник

Артем Иванович МИКОЯН
     Лучше скажем, что в результате Юрию Дмитриевичу было предложено такОе, о чем он, наверное, даже мечтать не мог – возглавить ОКБ, создаваемое для работ по Воздушно-космическому самолету «Спираль». Да еще работать с такими талантливыми, не побоимся этого слова, специалистами и организаторами, как Заместитель Главного конструктора Петр Абрамович Шустер, Главный конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский и Генеральный конструктор Артем Иванович Микоян.

      Недостаточно сказать, что ОКБ (филиал ММЗ «Зенит», отделение-комплекс ОК-105) было создано, что была разработана конструкторская документация, изготовлен опытный образец (изделие 105.11) и успешно проведены его летные испытания. Главное – был создан коллектив единомышленников, высококлассных специалистов, достойный серьезных задач, а они не заставили себя ждать.

      Грянул «Буран». ОК-105 – в числе базовых предприятий, составлявших структуру Научно-производственного объединения «Молния» Минавиапрома СССР, созданного для решения задач проектирования и отработки орбитального корабля «Буран». Как признание заслуг руководителя коллектива – 25 специалистов ОК-105 во главе с Юрием Дмитриевичем в ранге Заместителя Главного конструктора переведены в НПО «Молния».

       Надо сказать, что Юрий Дмитриевич был единственным Заместителем Главного конструктора в НПО "Молния", не имеющим в подчинении какого-либо структурного подразделения. Располагая огромным кредитом доверия со стороны Главных конструкторов Г.Е. Лозино-Лозинского и Г.П. Дементьева, он выполнял скорее функции офицера по особым поручениям, касалось ли это вопросов проектирования, экспериментальной отработки, создания полноразмерного стенда оборудования и пилотажно-динамического стенда, взаимоотношений с обширной кооперацией и заводами-изготовителями, решения различных вопросов с военными представительствами, а также финансовых вопросов. Причем многое из этого выполнялось с отягощением, именуемым инфаркт миокарда. Особое место в перечне затронутых тематик занимает организация работ по сборке и вводу в строй комплексного стенда орбитального корабля (ОК-КС) в КИСе НПО «Энергия» Минобщемаша СССР, а затем подготовка натурного образца (ОК-МЛ2-ГЛИ, в просторечии – БТС-002) и организация проведения его горизонтальных летных испытаний (24 полёта), результатом которых явилась беспримерная беспилотная посадка орбитального корабля «Буран» 15 ноября 1988 года на ВПП посадочного комплекса ОК, созданного НПО «Молния» на космодроме «Байконур». Неверно написано. Это осуществил САМОстоятельную посадку САМОЛЕТ «Буран», без вмешательства человека, который просто его научил этому, а затем в сторонке судорожно сжимал кулаки и в конце выплескивал эмоции в таком виде, за который потом считал нужным извиняться перед знакомыми и друзьями. Юрий Дмитриевич Блохин по праву считается одним из этих человеков. Именно такие профессионалы как Юрий Дмитриевич Блохин своим талантом и русской неуспокоенностью обеспечили международный авторитет СССР как мощнейшей авиационно - космической Державы в Мире!
 
PS. Следовало бы упомянуть, каким образом отмечены заслуги Юрия Дмитриевича перед страной. К сожалению, это только орден «Знак почета» еще во времена работы в ОКБ А.Я. Березняка.
За успешный пуск «Бурана» Юрию Дмитриевичу был предложен выбор между правительственной наградой и правом покупки автомобиля. Юрий Дмитриевич выбрал автомобиль. Горько и обидно !
 
 
 
  Ведущий конструктор темы «Буран»
НПО «Молния»
Министерства Авиационной промышленности СССР

               
Богдан Леонид Митрофанович

Март 2012 года, г.Москва, Россия.

Автор статьи
и подбор материала
Леонид Митрофанович Богдан
 
 

-- Знаменательные даты----