StarJet

---Анатолий Усик---

"Первые работы на посадочном комплексе орбитального корабля "Буран" космодрома "Байконур". А.А.Усик, 2010 г.
"ОК "Буран" от решения до полета". А.А.Усик, 2010 г.
"Значки и медали, изготовленные 6-м Управлением космодрома Байконур МО СССР. А.А. Усик, 2011 г.

Первые работы на посадочном комплексе орбитального корабля «Буран»
космодрома «Байконур» 
 

         Начало строительства любого объекта на комплексе МКС « Энергия – Буран» - это ежедневные планерки со строителями, представителями промышленности, отработка технической документации, контроль строительства, командировки на предприятия промышленности и пр.
          В это время я познакомился с ответственным техническим руководителем НПО «Молния» на Посадочном комплексе ОК «Буран» Студневым Владиславом Васильевичем и Начальником Экспедиции НПО «Молния» - Анатолием Николаевичем Врещ. Работали дружно, рука об руку, во всём помогая друг другу, тем более, что НПО «Молния» Министерства авиационной промышленности СССР впервые создавала экспедицию на космодроме «Байконур» и с благодарностью воспринимала советы и рекомендации в части обустройства на космодроме.


           Хорошо запомнились самые знаковые события, связанные с работами на ПК-ОК (площадка 251) - самая удалённая площадка из комплекса «Энергия-Буран».
 

          Прием первого самолёта-лаборатории на базе Ан-26 на ПК-ОК для облёта табельных средств посадки.
 
          Прием на ПК-ОК самолёта первого Президента СССР  М.С.Горбачёва (с 10 по 13 мая 1987 года), встреча с ним на ПК-ОК.
В это время на УКСС (универсальный комплекс стенд-старт) стояла подготовленная к первому! старту ракета-носитель «Энергия» с космическим аппаратом «Полюс». Генеральный конструктор НПО «Энергия» В.П.Глушко предложил Президенту присутствовать на первом пуске ракеты-носителя «Энергия», от чего М.С.Горбачёв категорически отказался. Успешный запуск РН «Энергия» был произведён 15 мая 1987 года. К сожалению, установленный на ней космический аппарат «Полюс» не вышел на заданную орбиту из-за неисправности его системы управления.

 
          Отработка автоматической посадки ОК «Буран» с помощью специально созданной для этой программы летающей лаборатории Ту-154 ЛЛ N 85083.
          Для отработки и приёма технических средств в эксплуатацию по данной программе  необходимо было выполнить 12 посадок ЛЛ Ту-154 в автоматическом режиме (без вмешательства летчика в управление посадкой). Для выполнения этой задачи было произведено 60 посадок Ту-154ЛЛ. И это выполнялось в жаркие летние дни, когда температура в тени была выше 40*C.
          Посадка ОК «Буран» в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года показала, что испытания, проведенные с помощью Ту-154ЛЛ, были выполнены с высочайшим качеством.

 
           Первый прием на ПК-ОК самолёта-транспортировщика 3-МТ (ВМ-Т), доработанного для транспортировки баков РН «Энергия» и ОК «Буран» на внешней подвеске.
           Экипаж самолёта: Командир – Анатолий Петрович Кучеренко
                                         Второй пилот – Николай Николаевич Генералов.
           Март 1982 г., зима, светит яркое солнце. Идет согласование вопросов предоставления коридора и эшелона пролёта самолёта 3М-Т. Наконец, ближе к полудню, разрешение на вылет получено, самолет берёт курс на Байконур. Запасные аэродромы для аварийной посадки (необходима ВПП шириной не менее 60-70 метров)  – Куйбышев, Ташекнт. Полоса ПК-ОК имеет длину 4500 м и ширину - 84 м.
            В СКП-9 (подвижный стартовый командный пункт) руководитель полётов Иосиф Николаевич Полозов (ЭМЗ им.В.М. Мясищева), технический руководитель ПК-ОК  В.В. Студнев (НПО «Молния»), Нач.отдела НПО «Энергия» (не буду называть его фамилию - бесфамильный ) и я - полковник А.А.Усик из 6-го Управления космодрома.
            Самолет пролетел большую часть пути, и в это время прибегает запыхавшейся метеоролог части и сообщает, что во время приёма самолёта ПК-ОК может накрыть мощный снежный заряд. Возвратить самолёт на аэродром вылета или изменить маршрут полёта на запасной Ташкент не представляется возможным из-за малого остатка топлива. Начальник отдела НПО «Энергия» (бесфамильный) впадает в истерику: «Я запрещаю принимать самолёт!».
            Что делать? По всем авиационным законам в подобных случаях могут принять решение только два человека – Руководитель полётов и Командир воздушного судна. А чтобы действующий руководитель полетов мог выполнять свои обязанности в спокойной обстановке, пришлось в достаточно грубой форме удалить товарища бесфамильного из СКП-9.
            Видим приближающийся к ВПП самолет. И в это время пошёл сильный снег! В то время полоса не имела ни посадочных огней, ни визуальной разметки и командир корабля принял забившийся в гравий перед полосой снег за разметку начала ВПП и стал на неё планировать. Руководитель полётов И.Н. Полозов очень спокойно даёт команду командиру уйти на 2-ой круг, разворот выполнить на малой высоте, объясняет в чём была ошибка при заходе и требует повторный заход производить по его командам.
           Посадка произведена успешно!
           Из самолёта спускается «взмыленный» экипаж и командир А.П. Кучеренко заявляет: «Во-первых - Спасибо!, а во-вторых – у меня даже пятки мокрые. Нельзя ли для экипажа баньку организовать». Баньку организовали в одной из экспедиций предприятий промышленности, где я ближе и надолго познакомился с экипажем самолёта. Оказалось, что радист самолёта Владимир Михайлович Подуков вместе со мной заканчивал Двинское авиационное училище.
          Это был 1-ый ознакомительный полёт для экипажа 3М-Т на ПК-ОК без груза.
 
         Очередной приём самолёта 3М-Т с макетом топливного бака РН «Энергия» состоялся 15 марта 1982 года.
  

Транспортировка бака РН "Энергия" на самолете 3МТ, созданным в ЭМЗ им. В.М. Мясищева (НПО "Молния" Минавиапрома СССР). Демонстрационный полет.

       Зимний солнечный день. Самолет приближается к полосе.
         Но что это?! В небе большой шар (диаметр около 8 м.) и под ним маленький шарик-это корпус самолета. Плоскостей самолёта из-за яркого солнца не видно.
         Произведена посадка. Самолет подруливает под ПУА (подъёмно-установочный агрегат), созданный специалистами Новокраматорского завода тяжёлого машиностроения. Температура воздуха минус 17*С, сильный ветер. Офицеры,входящие в состав боевого расчета, не имеют спецодежды - работают в шинелях. Руководитель от 6 Управления-полковник А.А.Усик, боевой расчет, производящий перегрузку бака РН «Энергия», возглавляет полковник Э.И. Савин. Люди работают на большой высоте, холод, ветер. Стыковочные узлы ПУА и бака не совпадают. Приходится на ходу принимать решения. Через 3 часа, когда наступила тьма, стыковка была завершина.
         Позже были выполнены необходимые доработки и на данную операцию уходило не более 15-20 минут. Б
         Бак поднят над самолетом. Необходимо отбуксировать самолёт из под ПУА и подогнать универсальное транспортное устройство для укладки на него бака. Оказалось, что передние стойки шасси самолёта управляются только при работающих двигателях (а экипаж уже давно убыл на отдых) или при работающем двигателе на « водиле» и подсоединённых от него шлангах к передней стойки самолёта (гидравлика). Двигатель на «водиле» запустили через 2 с лишним часа после замены и прокаливания свеч. Самолет отбуксирован, под ПУА установлено транспортное устройство, начинается опускание бака.
           На расстоянии поряка 10 см.от бака РН «Энергия» до транспортного агрегата представитель НПО «Энергия» прекращает опускание бака. В чём дело?!
           Оказалось, что за опускание бака до указанного расстояния отвечает эксплуатирующая ПУА часть, и на это имеются необходимые документы, а вот за опускание с высоты 10 см.до транспортного устройства представитель НПО «Энергия» не хочет брать на себя ответственность и считает, что за эту работу должен отвечать завод «Прогресс». Представитель завода «Прогресс» заявляет о своей ответственности за груз только после прибытия его в МИК.
          
Обращаюсь к представителю НПО «Энергия»: «Составленного и подписанного мною, руководителем от 6-го Управления, технического решения достаточно?».Ответ: «Достаточно!». Решение подписано, бак укладывается на транспортное средство и отправляется в МИК. Работа закончена.
            На второй день доработана техническая документация и дальнейшие перегрузочные работы проводились без особых приключений.

 

           Создание экспедиции Московского агрегатного завода «Универсал» Минавиапрома.
          
На посадочном комплексе орбитального корабля «Буран» с каждым днём увеличивалось число аэродромно-технического и наземного оборудования для ОК, требующего проведения регламентных работ и технического облуживания. Для выполнения этого большого объёма работ Ответственный технический руководитель
Посадочного комплекса космодрома «Байконур»
В.В.Студнев решает создать экспедицию Московского агрегатного завода «Универсал» Министерства Авиационной промышленности СССР.
            Курирование создания экспедиции осуществляет начальник отдела АЗ «Универсал» С.Ф. Громов, а Руководством московского АЗ «Универсал» начальником экспедиции назначается Валентина Ивановна Усик. Вместе подбираем водителя из местных жителей. С большим трудом с помощью командования управления и космодрома «Байконур» арендуем в КЭУ прекрасную 3-х комнатную квартиру в новом доме для размещения экспедиции. Из Москвы самолётом доставляется автомобиль УАЗ-469. Даём заявку С.Ф.Громову на мебель, матрасы, телевизор, посуду и пр. Заявка удовлетворена. Вместе с нач. экспедиции и подполковником В.А.Марченко вылетаем в Москву. АЗ «Универсал» загружает всё выделенное имущество в самолёт Ту-134 НПО «Молния», базирующийся на аэродроме в гор. Жуковский Московской обл.
          Зима, морозно, самолёты покрыты снегом, а в отдельных местам льдом. Проходит 2 дня - к нашему самолёту никто не подходит, не готовит его родимого. Вспоминаю,что на аэродроме в Жуковском работает О.С.Долгих - начальник лётной служы, с которым на ПК-ОК в Байконуре меня познакомил В.В.Студнев. Звоню по телефону, объясняю обстановку, он приглашает меня в кабинет, достает бутылочку коньяка, закуску. Через 30 минут Олег Сергеевич говорит: «Идите к самолету, он подготовлен к вылету, сейчас подойдёт экипаж и вы улетите». Ровно через 30 мин самолёт взял курс на Байконур.
 
         Вспоминается экскурсия на ПК-ОК вернувшегося из космического полёта экипажа Анатолия Николаевича Березового и Валентина Витальевича Лебедева.
          Привез их на Посадочный комплекс ОК бывший Начальник Политотдела космодрома Байконур генерал Воинов, достаточно грубый и недостаточно воспитанный человек. Дело было перед Октябрьскими праздниками. С самолёта 3М-Т не снимали доставленный бак РН «Энергия», чтобы космонавты смогли увидеть всю связку «самолёт-груз 2ГТ» в сборе.
        Я представился генералу Воинову.
        Генерал: «Полковник! У Вас 10 минут для ознакомления космонавтов с ПК-ОК и самолётом. После этого мы уезжаем в МИК «Бурана».
        Обращаюсь к генералу: «В ОКДП находится экипаж данного самолета и космонавтам было бы интересно получить информацию от них».
        «Нет! Рассказывайте сами!».
Спасибо командиру части полковнику Николаю Михайловичу Шумилину, которой мгновенно среагировал на разговор и через 2-3 мин экипаж А.П.Кучеренко в машине был доставлен к самолету. Бросаются в объятия друг к другу Кучеренко и Березовой! Оказывается они заканчивали одно лётное училище, хорошо знают друг друга.
           Все поднимаются в кабину самолета, через пару минут высовывается голова Кучеренко: «Андреевич! У твоего друга радиста Владимира Подукова сегодня день рождения! Не найдётся ли бутылочка коньячка?» В сейфе Н.М.Шумилина всегда был такой запас «НЗ». Коньяк передаётся на борт. Кучеренко просит закрыть люк. Хорошо, что всё это не видел генерал Воинов - он «воспитывал» замполита части подполковника Н.Перова.
          Воинов ко мне: «Почему закрыли люк, что они там делают?»
         «Люк закрыли, чтобы не простудить космонавтов, знакомят гостей с самолётом».
Через 25-30 мин.ребята спустились с самолета, довольные встречей друг с другом и рассказами лётчиков.
          А.П. Кучеренко: «Андреевич! Спасибо! Но в городе «сухой закон», а отметить день рождения В.Подукова хотелось бы». Еду вместе с экипажем на пл. 10, заезжаем в магазин, где директором работала жена моего подчиненного Оксана. Она душевно помогла лётчикам отметить день рождения члена экипажа - впервые на Байконуре! Утром врач на пл.113 сообщил мне - весь экипаж во главе с А.П. Кучеренко чувствует себя прекрасно и без замечаний допущен к вылету!

 
          Летом 1983 года я был переведён на должность Начальника отдела АСУ ПП 6 НИУ космодрома Байконур, но продолжал поддерживать самые тёплые отношения со Студневым В.В.  Думаю, что о работе по посадке ОК «Буран» на ПК-ОК, работе с «Мрией» он расскажет сам.
 

Памятные фотоснимки, сделанные на космодроме Байконур (из личного архива)

Установка универсальной ракетно-космической транспортной системы (УРКТС) "Энергия-Буран" на стартовый комплекс На стартовом комплексе (пл.110)
2-ой слева - В.Ю Тимофеев,
А.А.Усик,
В.Е.Спиридонов  - АЗ «Универсал» Минавипрома,
В.Мельников - экспедиция АЗ «Универсал»
Около ОК «Буран» после посадки 15.11.88 г.
А.А.Усик,
В.В.Студнев,
полковник В.П.Ефимов
 



<<
2-ой ряд -
В.В.Студнев (в галстуке),
слева от него - М.В.Белизин - Зам.нач.6-ого Управления,
справа - А.А.Сирица НКМЗ, г.Новокраматорск,
далее - А.А.Усик - автор статьи,
Л.Ф.Ставер - инженер отдела АСУ ПП,
П
олковник Н.М.Шумилин, командир в/части на ПК-ОК,
Вверху в фуражке – В.Ю.Тимофеев - инженер отдела АСУ ПП,
Внизу в центре -
Главный инженер Московского монетного двора. 
Казахи – гости Юбилея космодрома

Встреча лётчика- космонавта В.В.Ковалёнка с А.А.Усиком,
Слева - полковник Яшков В.И.начальник отдела 6 Управления

Знаменитая беседка космонавтов на «Нулёвке».
35-летие космодрома «Байконур».
 
   














-- -Автор статьи -
-- -Анатолий Андреевич Усик


 
  6 Научно – испытательное Управление
Космодрома «Байконур»
Начальник комплексного отдела.

С конца 1983 г. Начальник отдела АСУ ПП
(автоматизированной системы управления
подготовки и пуска) МКС «Энергия – Буран» -

                  Полковник
                  Усик Анатолий Андреевич.

Март 2010 г., гор. Москва, Россия

Фото из архива А.А. Усика

---Анатолий Усик---