StarJet

---Владислав Студнев----

К 100-летию Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского". В.В. Студнев, 2009 г.
"Наземная и летная отработка посадочного комплекса и орбитального корабля "БУРАН"  на космодроме "Байконур". В.В. Студнев, 1998 г
"Мрия" для "Бурана" . Самолет Ан-225 - первая ступень воздушного старта МАКС'а. В.В. Студнев, 2010 г.
"Несколько слов к началу наземных и летных испытаний советского орбитального самолета "Спираль" (изделие 105.11).  В.В. Студнев, 2010 г.
"Уникальный самолет-транспортировщик ВМ-Т "Атлант". В.В. Студнев, 2010 г.
"Тушинский пятачок". В.В. Студнев, 2011 г.
"Жизнь, посвященная небу - от самолета до орбитального корабля". В.В. Студнев, 2011 г.
 Статья посвящается памяти Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя СССР, генерала-майора авиации Васина В.П.
"К 80-летию со дня рождения Геннадия Петровича Дементьева". В.В. Студнев, 2012 г.   
"К 80-летию со дня рождения Рэма Васильевича Студнева". В.В. Студнев, 2012 г.   
"Поздравляем с 75-летием Коротченко Виктора Ивановича!". В.В. Студнев, 2012 г.   

 

Жизнь, посвящённая небу –
от самолёта до орбитального корабля «Буран»
11 ноября 2011 г. в городе Жуковский Моск. обл. состоялся митинг, посвященный  памяти человека-легенды нашей авиации, Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации Валентина Петровича Васина

  
Репортаж с места событий Жуковской редакции радиовещания


Приглашаем

      Вас на премьеру документального фильма памяти
Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР,
генерал-майора авиации В.П.Васина, которая состоится

11 ноября 2011 г. В 15 часов 00 мин.    
г. Жуковский, ДК "Стрела"

           Программа вечера:
1
. Просмотр фильма "Бескрайнее небо Валентина Васина".
2. Фуршет.

В выставочном зале ДК "Стрела" Вы можете посетить фотовыставку, посвященную В.П. Васину.

Студия "Крылья России".      Тел. (495) 556-5112


В ноябре 2010 года на нашем сайте было опубликовано сообщение о тяжелой утрате Советской и Российской Авиации – от нас ушёл Великий лётчик, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР
Валентин Петрович ВАСИН.
 
 
Прошёл год без В.П.Васина. Друзья и коллеги ЛИИ им. М.М.Громова, люди жившие с ним в одном Небе, не забыли его; небо и величайший труд лётчика-испытателя объединили их в познании неизвестного, любви к жизни, по лезвию бритвы которой они вместе ходили.
Это было их призвание, призвание, которое даётся лучшим!

Мне повезло – Герой России, заслуженный лётчик-испытатель Магомед Толбоев, активный участник лётной отработки Посадочного комплекса орбитального корабля «Буран» на космодроме «Байконур» передал мне пригласительный билет через начальника лаборатории ЛИИ Альберта Филиппова на просмотр нового документального фильма «Бескрайнее небо Валентина Васина» в ДК им.В.П. Чкалова в г.Жуковский.
 

Открытие презентации фильма "Бескрайнее небо Валентина Васина"
в ДК "Стрела", гор. Жуковский, Московской обл., 11.11.2011 г.

Зал Дворца Культуры заполнили люди, о каждом из которых можно много рассказывать, писать книги, снимать фильмы – зал заполнила элита Советской Авиации! Это они, включая В.П. Васина, испытали собой и создали мощнейший авиационный щит Советского Союза, который до сих пор без модернизации и финансирования служит интересам обороны России. До сих пор не сказали громко и убедительно этой элите хотя бы «Спасибо» за освоение Космоса на базе предприятий и институтов авиационной промышленности, где делались первые шаги на пути к космическому пространству! Люди собирались дружно, как-то по-семейному. Все пришли на встречу к своему старому и уважаемому другу – к Валентину Петровичу Васину! Пришли посмотреть, поговорить и вспомнить когда-то вместе пройденное и пережитое. Собрались Друзья! Соратники!
С кратким вступительным словом и тёплыми воспоминаниями выступил Герой России, заслуженный лётчик-испытатель РФ Начальник Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова Павел Николаевич Власов (бывший начальник лётной службы и ЛИЦ им. А.В. Федотова РСК «МиГ»).

После чего дочь В.П. Васина, Татьяна Валентиновна, пригласила всех на фото-выставку, посвященную её знаменитому отцу, и фуршет.

Фильм лучше смотреть, чем пересказывать. Тем более сценарий фильма написал Андрей Симонов, давний коллега Валентина Петровича по авторству прекрасной книги о лётчиках «Испытатели ЛИИ» (Жуковский «Авиационный Печатный Двор», 2001 год).

Эта книга должна быть в каждой семье лётчика, упомянутого в ней, а не всего 2000 экз. Неужели наши правители вместе с Советской Авиацией похоронят и память о летчиках, научивших летать эту Авиацию! Ведь память не только в сердцах – она в таких книгах!
 
 
Продюсер фильма Сергей Викулин. Это он на Посадочном комплексе орбитального корабля «Буран» космодрома «Байконур» вместе с Сергеем Жадовским в жестких условиях казахстанской степи, далеких от "лиёвских", по три-четыре раза в день на самолёте МиГ-25 СОТН (самолет оптико-телевизионного наблюдения) отрабатывали на крутой глиссаде посадку ОК «Буран» с телевизионной камерой руках. Между полётами переодеться не успевали, а на ВПП около +40С.

Мне ещё раз повезло - авторы подарили диск с фильмом.
Спасибо видеохостингу YouTube, который предоставил возможность разместить видеофильм на сайте.
 

Фильм "Бескрайнее небо Валентина Васина", студия "Крылья России", 2011 год.


Но он не остановился на достигнутых высочайших результатах. Звания Героя, Заслуженного лётчика-испытателя, ордена, медали – есть! Что ещё?!
 
Авиация шагнула в космос!
Новое направление самой интеллектуальной области науки и техники – Космическая Авиация! Как всегда основная сила – институты, организации и предприятия Авиационной промышленности СССР:
ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, ЛИИ им. М.М. Громова, НИАТ МАП СССР, ВИАМ МАП СССР, НПО «Молния» МАП СССР и многие другие.

Валентин Петрович не устоял – познание неизвестного это суть лётчика-испытателя, каким он был всю свою жизнь и не только летную. Включился вместе с Лётно-испытательным Центром ЛИИ в прекраснейший водоворот мыслей, исследований, методик, пилотажно-стендовых испытаний и отработок бортовых систем и оборудования. Все знания и богатейший лётный опыт на различных самолётах и многочисленных режимах полётов Валентин Петрович положил в общую корзину мудрости ЛИЦ'а и ЛИИ им. М.М. Громова без остатка.

В отличие от американских коллег по «Шаттлу», мы сделали полноразмерный самолёт БТС-002 - аналог ОК "Буран" для отработки всех необходимых режимов в атмосфере и, как основное, автоматической посадки.

Параллельно с БТС-002 и с различными многочисленными моделирующими стендами создавались летающие лаборатории на различных самолётных базах.

Что представлял из себя аналог БТС-002 орбитального корабля «Буран» много написано. 10 ноября 1985 года, за три года до пуска МКС «Энергия-Буран», состоялся первый полёт БТС-002: командир - И.П. Волк, второй лётчик- Р.А.А. Станкявичюс. Этот полёт стал началом горизонтальных лётных испытаний аналога первого и единственного советского орбитального корабля «Буран». Летно-исследовательский Центр В.П. Васина проводил испытания с целью отработки посадок по штатным траекториям спуска «Бурана» с высоты 4000 метров при скорости полёта до 600км/час в ручном, директорном и автоматическом режимах. Заходы на посадку по штатной траектории корабля выполнялись по бездвигательной схеме.

Захватывающая картина: самолет длиной 36,4 метра, размах крыльев - около 24 метров, стояночная высота - 16,5 метра (для сравнения – пятиэтажная «хрущёвка» с высотой потолка 2.5 метра х5 эт.=12,5 метра) совершает по крутой глиссаде 19 градусов посадку на искусственное покрытие ВПП, а не на солончаковое высохшее озеро без ограничения по дальности и боковому движению, как это повезло американским коллегам. Безусловно пригодился опыт В.П. Васина. Он первый в СССР исследовал и проводил посадку самолёта с отключённым двигателем с высот 2800 м и 10000 метров. Не только проводил сам, но и обучал бездвигательному режиму посадки строевых лётчиков.

 
23 декабря 1986 года состоялся восьмой полёт аналога. Игорь Волк и Римас Станкявичюс, ведомым только им двоим домыслом, удержали себя от соблазна и не схватились за ручки управления, дали самолёту аккуратно сесть на полосу. Так был завешён первый полёт БТС-002 в автоматическом режиме!
Всего с 10 ноября 1985 года по 15 апреля 1988года было выполнено 24 полёта.
Лётчики-испытатели научили летать и садиться «без двигателя» в автоматическом режиме аналог орбитального корабля «Буран». Полёты на БТС-002 при проведении горизонтально-лётных испытаний (ГЛИ) были выполнены лётчиками-испытателями ЛИИ им. М.М. Громова И.П. Волком, Р.А.А.Станкавичюсом, А.С. Левченко, А.В. Щукиным и лётчиками-испытателями Военно-воздушных Сил СССР И.И. Бачуриным и А.С. Бородаем. Каждый из них в процессе ГЛИ летал в кресле командира и второго лётчика.
 
Значительный период жизни Валентина Петровича Васина относится к работе на посадочном комплексе орбитального корабля «Буран» космодрома «Байконур». Этот период завершился уникальной посадкой с ОИСЗ первого советского лётного экземпляра ОК «Буран». Но это уже был другой корабль, а не тот, что учился летать на аэродроме в Жуковском. В этот самолет - космический корабль, уже легендарный для его создателей и испытателей, было вложено ещё больше интеллекта, множество исследований, опыта проб и ошибок, настойчивости в борьбе с недопониманием и великого труда! Среди специалистов авиационной промышленности был Валентин Петрович Васин. Всегда спокойный, доброжелательный, готовый к общению!

На космодроме «Байконур» Валентин Петрович Васин возглавлял большую группу специалистов ЛИИ им. М.М. Громова: учёных, инженеров, ведущих по летным испытаниям, руководителей полётов и, конечно, лётчиков-испытателей. Ему приходилось совместно с ответственным техническим руководителем посадочного комплекса ОК «Буран» организовывать и решать вопросы обеспечения производства полётов, т.к. аэродром был в стадии завершения строительства и не был укомплектован профессионально подготовленными авиационными специалистами, за исключением 2-3 человек из группы руководителя полётов С.И. Грачёва.

В вопросы обеспечения полётов входило: штурманское обеспечение, обеспечение аэронавигационной информацией, метеорологическое обеспечение, инженерно-авиационное, охранное, радиосветотехническое обеспечение полетов и УВД, медицинское и оперативное управление производством полетов. Кроме того, в соответствии с Решением о взаимодействии Минобороны с предприятиями промышленности, Посадочный комплекс ОК "Буран" входил, по схеме деления, не в «производственную» часть МКС «Энергия-Буран», а в «эксплуатационную», что определяло войсковую часть основным исполнителем работ на комплексе, предприятия же промышленности - их соисполнителями. Однако, в целях обеспечения безопасности производства полётов и безусловного сохранения созданных в единственном экземпляре летающих лабораторий на базе самолётов Ту и МиГ, выполнения посадки ОК в заданном режиме Генеральным Конструктором - Генеральным Директором НПО «Молния» Г.Е. Лозино-Лозинским, Начальником ЛИИ им. М.М. Громова К.К. Васильченко и Директором ВНИИ РА Минрадиопрома Г.Н. Громовым (Головной разработчик микроволновой системы посадки ОК «Буран» и УВД) было принято решение и дано указание техническому руководителю о проведении всех операций и принятия необходимых технических решений непосредственно специалистами промышленности с участием хозяев посадочного комплекса – войсковой части. Наши авиационные специалисты, включая и В.П.Васина, по другой схеме взаимодействия никогда не работали на соответствующим этапе.

Жизнь подтвердила правильность, необходимость и достаточность такого решения, что обусловило успешную посадку орбитального корабля «Буран» 15 ноября 1988 года с высочайшем качеством свершённого! Специалисты же войсковой части прошли на рабочих местах прекрасную конкретную школу у авиационной элиты промышленности.
 
Валентин Петрович Васин организовал взаимодействие двух аэродромов в интересах выполнения задач по производству полётов при отработке автоматической посадки уже на штатной аппаратуре микроволновой системы посадки, средств связи и навигации. Аэродром «Крайний» в г. Ленинске и аэродром «Юбилейный» посадочного комплекса ОК «Буран» научились общаться и помогать друг другу. Наши руководители полётов Ю.М.Глазов (старший руководитель полётов), Ротавчиков А.А., Сысоев В.М. и др. работали непосредственно с руководителями полётов как на «Крайнем», так и на «Юбилейном». Богатейший опыт этих специалистов, обеспечивающих полёты на аэродроме в Жуковском, где проходили в то время лётные испытания всех новейших самолётов Советского Союза, с огромным интересом, востребованностью и благодарностью изучался специалистами РП этих аэродромов. Два руководителя полётов войсковой части С.И. Грачёв и Смородин С.А. по инициативе В.П. Васина, В.М. Сысоева и Ю.М. Глазова были допущены и прошли стажировку на аэродроме в Жуковском, но были буквально шокированы увиденными не только новейших самолётов СССР, но сложностью и высочайшей напряжённостью процесса управления воздушным движением в зоне ответственности аэродрома.

В процессе отработки средств микроволновой системы посадки, методики и вариантов сближения и перехвата ОК «Буран» при возвращении с ОИСЗ, самой автоматической посадки на уже штатных средствах посадки и т.д. проводилось множество конкретных полетов. Одной из задач при производстве полетов, решаемых В.П. Васиным вместе со своим коллегой заслуженным лётчиком-испытателем генералом А.А. Манучаровым, это отбор пары: «лётчик – штурман наведения». Выбор был тяжёлым, т.к. выбирать из элитных летчиков-испытателей, которые прошли полный цикл обучения в Центре подготовки космонавтов и лицензированы на будущий полёт ОК «Буран» в квалификации «космонавт» очень сложно и ответственно! Не легче было и определиться и со штурманом. Опять же, в Главном Зале Управлении ПК-ОК работали самые квалифицированные летающие штурманы, имеющие не только обычный лётный опыт, но и опыт испытательных полетов новейших авиационных систем, включая и посадки БТС-002 в режиме автомата на ГЛИ.

Сам процесс отработки средств микроволновой системы посадки (МСП) ОК "Буран" и УВД (Головной разработчик ВНИИ РА Минрадиопрома СССР - Генеральный Директор Геннадий Николаевич Громов) является особо сложным процессом, многопрофильным и "Без права на ошибку". Отработку этой системы, её наземные и лётные испытания специализированной летающей лабораторией Ту-134БВ "c нуля" возглавил и довёл до уникальной посадки Владимир Борисович Андриенко - технический руководитель ВНИИ РА МРП СССР на посадочном комплексе ОК "Буран" космодрома "Байконур". Организовав мощный интеллектуальный коллектив инженеров-разработчиков и испытателей, он блестяще довёл параметрические характеристики МСП до уровня, который обеспечил заход и посадку первого Советского орбитального корабля "Буран"с точностью, занесённой в Книгу Рекордов Гиннесса.

Лётчики–испытатели и штурманы, работавшие на посадочном комплексе ОК «Буран», решили одну из главных проблем терминальной задачи приведения орбитального корабля в точку посадки. Нашли метод решения этой проблемы и подтвердили его уникальной посадкой 15 ноября 1988 года! Эту работу проводили лётчики-испытатели И.П. Волк, Р.А.А. Станкявичюс, А.В. Щукин, У.Н. Султанов, М.О. Толбоев, В.В. Заболтский, С.Н. Тресвятский и Ю.П. Шеффер. Первоклассно отработали методы решения этой задачи с помощью наземных средств штурманами наведения Г.Г. Ирейкин, В.В. Корсак, В.К. Шпак, А.В. Григорьев, Г.А. Клевакин.
 
Участники программы автоматической посадки орбитального корабля «Буран» с орбиты искусственного спутника Земли после её завершения на ВПП посадочного Комплекса у летающих лабораторий МиГ-25 СОТН и МиГ-25 ЛЛ. Спарку МиГ-25 СОТН пилотировал Магомед Толбоев с летающим оператором Сергеем Викулиным, а на МиГ- 25 ЛЛ «возвращался из космоса» по крутой глиссаде Урал Султанов.
Валентин Петрович без колебаний одобрил использование Системы телевизионного наблюдения ПК ОК в интересах информационной системы для летчика, при рассмотрении каждого конкретного полёта и автоматической посадки по крутой глиссаде. Завершив полет, летчик визуально на специальных студийных телевизионных магнитофонах наблюдал все эволюции самолёта вплоть до касания и пробежки по ВПП. Картинка монитора показывала лётчику всё что происходило с самолетом: его пространственное движение от воздействия как системы управления, так и от вмешательства летчика в процессе пилотирования. При детальном анализе полёта специалистами Ведущего инженера по лётным испытаниям иногда накладывалась по времени и ветровая нагрузка в том числе и порывы ветра. Надо помнить, что посадочный комплекс ОК «Буран» находится в Приаральских Кара-Кумах. Признал полезность телевизионной информации и виды её представления и ведущий инженер по летным испытаниям В.В. Козарь.
 
Отношение к своим коллегам у Валентина Петровича было самым человечным: он не ругал, но был по необходимости строг и принципиален. Всегда вставал на защиту своих коллег и душевно переживал за них. Когда нам позвонили с аэродрома «Крайний» и сказали, что у нас в Жуковском разбился «кто-то из ваших», мы помчались с Валентином Петровичем на пл.112, где была связь с Москвой. Ехали молча, не глядя друг на друга, перебирая варианты трагедии – кто?! В какой-то момент я понял, что Валентин Петрович всё вычислил – он как-то сжался, потускнел и не хотел или не мог произнести имя того, кого с нами не стало. Это был Саша Щукин.

Валентин Петрович был скромный по природе человек. На посадочном комплексе ОК «Буран» космодрома «Байконур» даже многие не знали всех его регалий, званий и статуса. Но все видели уважаемого человека, к словам которого прислушиваются не только авиационные специалисты, но и местные военные. Как-то во время непосредственной подготовки к пуску МКС «Энергия-Буран» 15 ноября 1988 года он позвонил мне в Главный Зал Управления ПК ОК с «Вышки» по системе технологической связи и пожаловался: - Владислав! Тут какие-то два генерала ходят по балкону. Не слушаются. Знали бы они, что перед ними Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Генерал майор Авиации Валентин Петрович Васин!
 
Фото №1 Фото №2 Фото №3 Фото №4 Фото №5
На фото №1
Зал управления полётами аэродрома «Юбилейный» на ОКДП посадочного комплекса ОК «Буран» космодрома «Байконур».


На фото №2
Старший руководитель полётов Юрий Михайлович Глазов (ЛИИ им.М.М. Громова) на Вышке аэродрома «Юбилейный».


На фото №3
Штатный Руководитель полётов аэродрома «Юбилейный» Сергей Иванович Грачёв на Вышке.


На фото № 4
1-й ряд (сидят):
ст.л-т Корпало Н.В. – дежурный по РТО,
п/п-к Азаренков В.А. – руководитель работ по РТО полетов,
ст. л-т Грачев С.И. – помощник старшего РП РГУП;
 

2-й ряд (сидят):
генерал-майор Васин Валентин Петрович – заместитель руководителя РГУП по УВД,
Султанов У.Н. – летчик-испытатель ЛИИ;

3-й ряд (стоят):
к-н Рожковский П.В. – метеоролог,
Глазов Ю.М.
– старший РП РГУП,
л-т Скотников С. – инженер отделения,
Станкявичюс Р.А-А. – летчик-испытатель ЛИИ,
Сысоев В.М. – начальник комплекса УВД ЛИЦ ЛИИ,
ст. л-т Смородин С.А. – руководитель посадки самолетов,
ст. л-т Телепегин Г.Г. – начальник расчета ВИСП-75,
мл. с-т Юркин И.В. – начальник радиостанции,
                              – врач ЛИИ,
Кульков – старший инженер ИАС ЛИИ

На фото № 5
Штатный Старший Руководитель полётов аэродрома «Юбилейный» Сергей Иванович Грачёв на СКП с мк60.

По просьбе Правительства Казахстана впервые в истори и космодрома «Байконур» было проведено Авиационное Шоу. В Авиашоу приняли участия все самолеты, ранее работавшие на посадочном комплексе ОК «Буран»: «Мрия» с «Бураном», самолет транспортировщик 3МТ "Атлант" с самым большим грузом 1ГТ, летающие лаборатории и т.д.

Для нас это была встреча друзей, которые на этих самолётах обеспечили уникальную посадку орбитального корабля «Буран» без двигателя и, к сожалению, без лётчика в автоматическом режиме, без права на второй круг! Встретились те, кто обеспечили сам пуск МКС «Энергия-Буран», в то время без них это сделать было невозможно - обеспечена воздушная транспортировка на внешней подвеске самолёта-транспортировщика 3МТ крупногабаритных грузов ракеты-носителя "Энергия" к месту сборки!

Все детали этого грандиозного для г. Ленинска и Казахстана Авиашоу мы графически отработали, оговорили и обсудили с лётным составом в Жуковском в кабинете В.П. Васина. Сам праздник проводился на стадионе города Ленинска. Для руководства полетами рано утром военные на буксире притащили нам стартовый командный пункт СКП-9. Наладили связь, в т.ч. и с Юрием Шеффером, который в режиме свободного диалога вёл по громкой связи трансляцию происходившего в небе для сидящих на трибунах стадиона. До сих пор восторгаюсь способностью этого прекрасного, жизнерадостного человека, летчика–испытателя, так интересно, грамотно и как-то весело-празднично общаться с публикой, где подавляющее большинство имеет высшее техническое образование.

 Валентин Петрович непосредственно руководил этой летящей армадой, сбросом "лиёвских" парашютистов, среди которых оказалась и уроженка города Ленинска. В конце Шоу было выполнено несколько прощальных пролётов над городом. Большая Авиация навсегда покинула этот город и космодром «Байконур».

Фотоснмки из архива В.В. Студнева и С.И. Грачева
Как-то Валентин Петрович показал свои фото альбомы. Такое забыть невозможно! Эта застывшая память на фото рассказала много интересного о нём, о становлении исследований и испытаний в воздухе самых разнообразных самолётов, о легендарных летчиках, имена которых навечно вписаны в Великую Историю Авиации Советского Союза. Он рассказывал о каждом на фотографии как будто это было вчера, что было с ним в полете, как он летал и что сделал. Рассказывал о радостях и трагедиях. Многих на фото уже нет, нет и не будет той Авиации, которую они вместе с ним создали в когда-то первой авиационной державе мира - СССР.

К 50-летию Лётно-исследовательского института им.М.М. Громова был выпущен научно-технический сборник «Лётные исследования и испытания. Фрагменты истории и состояние», 1993 год. В разделе сборника «Лётно-испытательный Центр» размещена прекрасная статья В.П. Васина в соавторстве с А.А. Щербаковым – «Продолжатели славных традиций». Эта книга не была в розничной продаже, а жаль! В ней с огромной любовью и профессионализмом рассказано о работах ЛИЦ'а института и, главное, о тех, кого называют испытателями!
 

Статья В.П. Васина и А.А. Щербакова "Продолжатели славных традиций" из сборника
Летно-исследовательского института
им. М.М. Громова
 

      Конец 40-х и начало 50-х годов можно охарактеризовать как начало практического применения высоких возможностей  реактивной авиации.
      Впервые серийно выпускаемые реактивные самолеты конструкции А.И. Микояна, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, С.В. Илюшина пошли в строевые части ВВС. И как всегда при освоении новой техники стало возникать много вопросов по летной эксплуатации и различным явлениям, с которыми не приходилось сталкиваться в полетах на поршневых самолетах. Фронт летных испытаний значительно расширился. Возникла необходимость в планомерной подготовке физически крепких, грамотных, эрудированных летчиков-испытателей.

       Базой для подготовки специалистов такого профиля стал Летно-исследовательский институт, который ...   

Читать дальше  
 
Эта статья как бы краткое описание фотоальбома Валентина Петровича. Альбом памяти!

Спасибо Валентину Петровичу и его жене Марии Ивановне за то, что собрали своей жизнью эти альбомы! Спасибо Татьяне Валентиновне - дочери Великого Отца, что хранит эту бесценную память!
Сохраним же и мы в наших сердцах и душах память об этом легендарном человеке Валентине Петровиче Васине!

Пусть «Небо Васина» будет вечно его!
 
 

  
 
Послушайте репортаж с митинга, посвященного открытию мемориальной доски на доме, в котором жил Валентин Петрович Васин, г. Жуковский Моск. обл., ул. Ломоносова, дом 6, май 2011 года.

 

Фотоснимки из архива семьи Васина Валентина Петровича

 
Чтобы увеличить фото во весь экран, нажмите кнопку    Full Screen справа внизу фотоплеера
Чтобы включить просмотр слайдшоу, нажмите кнопку     Play справа внизу фотоплеера
 
 
 
Директор комплекса - Главный конструктор
НПО «Молния» Минавиапрома (до декабря 1998 г.),

Ответственный технический руководитель
Посадочного комплекса ОК "Буран" на космодроме «Байконур»

                Владислав В. Студнев

Ноябрь 2011 года, г. Москва, Россия.

Автор статьи
и подбор материала
Владислав Васильевич Студнев
 

P.S.    После публикации этой странички на сайте, было получено письмо с фотоснимком от Грачева С.И. - Штатный руководитель полетов в/ч 03079
           (ПК ОК космодрома Байконур), Помощник Старшего Руководителя полетов Региональной группы управления полетом (15 ноября 1988 г)
 
  Чтобы увеличить, щелкните мышкой на фото
От: Sergey Grachev <serggrachev@mail.ru>
Кому: Виктор Коротченко<pion@orc.ru>
Написано: 22 марта 2012 г., 11:28:45
Тема: Новости сайта http://buran.starjet.ru

Здравствуйте, уважаемый Виктор Иванович!
Спасибо за "Новости сайта"!
С большим волнением прочитал материал В.В. Студнева о Валентине Петровиче ВАСИНЕ...
Передайте ему искренние слова благодарности, что и про нас, в/ч 03079, упомянул.
Прикладываю 2 файла отсканированной памятной открытки.
Там есть и написанное рукой Валентина Петровича...
Все подписи сделаны в течении часа после посадки Бурана 15.11.1988.

С уважением,          
                                                        Сергей Грачев.

 
 

---Владислав Студнев---