---Владислав Студнев---

К 100-летию Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского". В.В. Студнев, 2009 г.
"Наземная и летная отработка посадочного комплекса и орбитального корабля "БУРАН"  на космодроме "Байконур". В.В. Студнев, 1998 г
"Мрия" для "Бурана" . Самолет Ан-225 - первая ступень воздушного старта МАКС'а. В.В. Студнев, 2010 г.
"Несколько слов к началу наземных и летных испытаний советского орбитального самолета "Спираль" (изделие 105.11).  В.В. Студнев, 2010 г.
"Уникальный самолет-транспортировщик ВМ-Т "Атлант".  В.В. Студнев, 2010 г.
"Тушинский пятачок". В.В. Студнев, 2011 г.
"Жизнь, посвященная небу - от самолета до орбитального корабля". В.В. Студнев, 2011 г.   
 Статья посвящается памяти Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя СССР, генерала-майора авиации Васина В.П.
"К 80-летию со дня рождения Геннадия Петровича Дементьева". В.В. Студнев, 2012 г.   
"К 80-летию со дня рождения Рэма Васильевича Студнева". В.В. Студнев, 2012 г.   
"Поздравляем с 75-летием Коротченко Виктора Ивановича!". В.В. Студнев, 2012 г.   

 Уникальный самолет-транспортировщик ВМ-Т "Атлант"

«Требуй от жизни невозможного и получишь максимум».

П.В.Дементьев,

министр, который вырастил плеяду выдающихся советских авиаконструкторов и создал великую авиационную державу.

 
       Создавая многоразовую космическую систему «Энергия-Буран» её разработчик   (Минобщемаш СССР) предпочёл, видимо, меньше заботиться не о решении вопроса транспортировки составляющих частей системы, а о том, как максимально загрузить те многочисленные здания и сооружения, в необходимоомсти строительства которых, он убедил Правительство Союза для ракетно-космического комплекса Н1-Л3 и списать затраты за незавершённую работу. Поэтому по его предложению в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 февраля 1976 г.
N132-51 «О создании многоразовой космической системы и перспективных космических комплексов» в пункте 5 Минавиапром СССР определён головным по созданию планера орбитального самолёта МКС, средств его воздушной транспортировки на стартово-посадочный комплекс (что за комплекс до сих пор неизвестно), а также посадочного комплекса с необходимым оборудованием. А в пункте 12 – поручалось использовать задел и списать! затраты по теме Н1-Л3 в установленном порядке. Цель была достигнута – затраты списаны!
      Такими сухими словами в СССР была закрыта программа ПОЛЁТА ЧЕЛОВЕКА НА ЛУНУ!

Чётко сформулированная задача во многом определяет успех её выполнения, но и оценивает понимание конечной цели автором задачи.
Для обеспечения безусловного выполнения Постановления ЦК и Совмина СССР Приказом Министра Минавиапрома СССР Петра Васильевича Дементьева от 24 февраля 1976 г.
N 81 на базе трёх предприятий министерства (КБ «Молния», КБ «Буревестник» и ЭМЗ) было образовано Научно-производственное объединение «Молния», а уже 1978 году Генеральный Конструктор ЭМЗ В.М.Мясищев вместе Г.Е.Лозино-Лозинским приняли Решения по созданию уникального самолёта-транспортировщика на базе находящегося в строю бомбардировщика 3М для воздушной транспортировки не только орбитального самолёта «Буран», но и всех составляющих крупногабаритных грузов ракеты-носитля «Энергия». Вот наглядный пример понимания конечной цели создания средств воздушной транспортировки.
 



ДЕМЕНТЬЕВ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ

 

Советский Государственный деятель,

Министр Авиационной промышленности СССР
(с 24 августа 1953 г. по 14 мая 1977 г.)

Генерал – полковник-инженер,
Дважды Герой Социалистического труда,

Л
ауреат Сталинской премии (1953г.),
Девять Орденов Ленина,
Шесть других орденов,
Медали.

 



История наград П.В. Дементьева - это история достижений советской авиации и космонавтики, история укрепления обороноспособности СССР, великой страны ХХ века.

 

 
 

      14 октября 1978 г. умер Генеральный конструктор Владимир Михайлович Мясищев. После его смерти по предложению коллектива ЭМЗ его переименовали в ЭМЗ им.В.М.Мясищева.
   
  22 февраля 1979 г. Советский Авиаконструктор Валентин Александрович Федотов  возглавил ЭМЗ им.В.М.Мясищева и работы по созданию  уникального самолёта-транспотрировщика.
 

ФЕДОТОВ Валентин Александрович (1913-2002) - Советский авиаконструктор. 22.02.1979 возглавил ЭМЗ имени В.М.Мясищева.
    Авиаконструктор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился в Москве. Трудовую деятельность начал в 1929 г. одновременно с учебой в школе. В 1939 г. окончил Московский институт инженеров гражданского воздушного флота им.К.Э.Циолковского (позднее Московский авиационно-технологический институт), факультет проектирования и эксплуатации дирижаблей.
    Инженерную деятельность начал в 1938 г. в ГСКБ-47 Наркомата боеприпасов. С 1939 по 1951 г. работал в КБ ЦАГИ, где принимал участие в создании самолетов СК-1 и СК-2, совершенствовании аэродинамических и прочностных характеристик боевых самолетов и занимался проектированием и созданием высокооборотных установок большой мощности.
    В 1951 г. был переведен в ОКБ-23, где работал начальником отдела внешних нагрузок и динамической прочности. Здесь он впервые разработал методы исследований на конструктивно-подобных моделях и предложил принципы создания комплексной динамической компоновки самолетов. Также впервые в системе МАП он внедрил расчеты на ЭВМ.
    С 1960 по 1966 г. работал в области прочности конструкции спутников и ракетных систем в ОКБ-52, где разработал ряд типовых конструкций с высокой весовой отдачей. В 1967 г. переведен на Экспериментальный машиностроительный завод, где возглавил работы по проектированию и прочности перспективных самолетных конструкций, а также продлению ресурса стоявших на вооружении самолетов М-4 и 3М. В этот период им разработаны методы расчетных и экспериментальных исследований аэроупругости, бафтинга и компоновочного флаттера.
    В 1979 г. назначен руководителем ЭМЗ им.В.М.Мясищева с присвоением звания главный конструктор. Под его руководством проведены работы по созданию пяти конфигураций транспортной авиационной системы ВМ-Т «Атлант» на базе самолета 3М, обеспечена постройка этих самолетов на ЭМЗ им.В.М.Мясищева и проведены первые транспортировки блоков ракеты «Энергия» массой до 40 т и диаметром 8м и ВКС «Буран». В 1990 на этом самолёте установлено более 20 мировых рекордов высоты и скорости полёта и скороподъёмности.
    В 1982 г. совершил свой первый полет дозвуковой высотный разведчик М-17 «Стратосфера», разработка которого была начата под руководством В.М.Мясищева. Его гражданский вариант М-55 «Геофизика» оборудован для ведения высотной экологической разведки.
    На заводе с 70-х годов создается и запущен в серийное производство самолет-ретранслятор специального назначения на базе самолета Ил-22 и воздушные пункты управления Ил-22М11.
    10 ноября 1985 г. подготовлен и осуществлен первый полет БТС - аналога «Бурана».
    В 1986 г. В.А.Федотов переведен в НПО «Молния», где возглавлял проведение научных исследований. Автор более 25 изобретений и многих печатных работ.
    Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.
 

 
       Первый полёт нового самолёта ВМ-Т (ВМ – Владимир Мясищев) состоялся уже 29 апреля 1981г., а 6 января 1982г. самолёт впервые взлетел с грузом 40 000 кг и 4 апреля  совершил посадку ещё на незавершённую строительством  ВПП Посадочного комплекса космодрома «Байконур».

     О самолёте ВМ-Т «Атлант» достаточно много написано в различных источниках. Наш сайт предлагает узнать об этом самолёте и о его создателе из первых рук, из первоисточника – Главного Конструктора ЭМЗ им. В.М.Мясищева, преемника В.М.Мясищева Валентина Александровича Федотова.

 
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Сборник статей

 
 
Научный редактор
академик Российской инженерной академии
д-р техн. наук Г.Е. Лозино-Лозинский

Главный редактор
академик Российской инженерной академии
д-р техн. наук, проф. А.Г. Братухин

      В.А. Федотов. Воздушная транспортировка.

В создании системы "Энергия"-"Буран" участвовали сотни крупных заводов, между которыми было распределено изготовление составных частей ракеты-носителя и планера орбитального свмолета. Это создало серьезную проблему определения мест сборки и доставки этих частей к месту старта, на космодром. Первоначально предполагалось сосредоточить основные технологические процессы сборки на Байконуре, однако это было признано нецелесообразным, так как требовало организации там мощных производственных цехов и привлечения большого количества квалифицированных специалистов...

2Историческая дата  15 ноября 1988 г.

 



На фото один из 5 вариантов компоновки самолета-транспортировщика ВМ-Т "Атлант".
Так выглядел ВМ-Т "Атлант" с водородным баком РН "Энергия" (с носовым и хвостовым обтекателями) на своей "спине".
Специалисты называли этот груз 1ГТ.


Фото из архива С.И.Грачева
 

Фотоальбом с фотоснимками посадки самолета-транспортировщика ВМ-Т "Атлант"  смотрите на персональной страничке Грачева Сергея Ивановича - штатного руководителя полетов в/ч 03079 на аэродроме "Юбилейный" Посадочного комплекса орбитального корабля "Буран".

 
 

Директор комплекса-Главный конструктор
НПО «Молния» Минавиапрома (до декабря 1998 г.)

Ответственный технический руководитель
Посадочного комплекса ОК "Буран" на космодроме «Байконур»
                Владислав В. Студнев

Октябрь 2010 года, г. Москва, Россия.

 

Автор статьи и подбор материалов
Владислав Васильевич Студнев
 

---Владислав Студнев---