"К 100-летию Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского".
В.В. Студнев, 2009 г.
"Наземная
и летная отработка
посадочного комплекса и орбитального корабля "БУРАН" на
космодроме "Байконур". В.В. Студнев, 1998 г
"Мрия"
для "Бурана" .
Самолет Ан-225 - первая ступень воздушного старта МАКС'а.
В.В. Студнев, 2010 г.
"Несколько
слов к началу наземных и летных испытаний советского орбитального
самолета "Спираль" (изделие 105.11). В.В. Студнев, 2010 г.
"Уникальный
самолет-транспортировщик ВМ-Т "Атлант". В.В. Студнев, 2010 г.
"Тушинский
пятачок". В.В. Студнев, 2011 г.
"Жизнь, посвященная небу - от самолета до орбитального корабля". В.В. Студнев, 2011 г. Статья посвящается памяти Героя Советского Союза,
Заслуженного летчика-испытателя СССР, генерала-майора авиации Васина В.П.
"К 80-летию со дня рождения Геннадия Петровича Дементьева". В.В. Студнев, 2012 г.
"К 80-летию со дня рождения Рэма Васильевича Студнева". В.В. Студнев, 2012 г.
"Поздравляем с 75-летием Коротченко Виктора Ивановича!". В.В. Студнев, 2012 г.
Несколько слов
к началу наземных и лётных испытаний
аналога первого советского орбитального самолёта «Спираль» (изделие 105.11). 8 ГНИКИ ВВС, Город Ахтубинск,Астраханской обл., СССР, 1975 г.
После проведения продувок самолёта в ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского в различных конфигурациях (труба «101») и в менее мощной трубе на стенде Ц-22 в Тураево, началась активная подготовка к проведению наземных и лётных испытаний в 8ГНИКИ ВВС СССР.
В ОКБ им. А.И.Микояна была создана «Комплексная испытательная бригада изделия 105.11 (КИБ – 105.11)».
Руководителем бригады назначен ведущий инженер по лётным испытаниям – Юрий Евдокимович Федулов,
Помошником вед. инженера – Борис Чак,
Авиатехниками – Александр Лучков и В.Будько,
Ведущим лётчиком – лётчик-испытатель Авиард Гаврилович Фастовец,
а его дублёром – лётчик-испытатель Валерий Евгеньевич Меницкий,
Ведущим инженером по летным испытаниям от ОКБ – Владислав Студнев.
В состав КИБ'а входили специалисты Дубнинского ПКО «Радуга» (наши бывшие микояновцы из Дубны),Дубненского машзавода – изготовителя самолёта и специалисты лётной и доводочной базы (ЛИДБ) в экспедиции ОКБ им.А.И.Микояна.
Лётные испытания проводились на базе ЛИДБ в экспедиции ОКБ им.А.И.Микояна в 8ГНИКИ ВВС (Ахтубинск). Технический Руководитель Экспедиции – Иван Андреевич Солодун (в дальнейшем ставшим Директором ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна, а где-то за год до этого он активно готовился возглавить эти лётные испытания,изучал необходимую документацию, особенности самолёта и др. материалы, которые я ему представлял без ограничения по указанию руководства ОКБ).
В программе Лётных испытаний были определены цели, объемы наземной подготовки и испытаний до начала и в процессе проведения полетов, методики проведения лётных испытаний:пробежки,подлёты,совместный полёт под самолётом-носителем,отцепка-сборс, свободный полёт и посадка, определение особенностей лётной и наземной эксплуатации.
Наземная подготовка и испытания.
В процессе наземной подготовки и испытаний бортовых систем, агрегатов и оборудования аналога до начала лётного эксперимента на самолёте были выполнены основные необходимые работы:
- заводские доработки по механическим работам и досборки по Перечням
№№ 1, 2 и 3 завода изготовителя,
- разработка системы измерений (перечень контролируемых параметров, диапазон измерений и точность, тип КЗА
(контрольно-записывающей аппаратуры),
- препарирование бортовых систем, агрегатов и оборудования,
- отладка и контрольное опробование всех самолётных систем
(«гонка» двигателя) как при работающем двигателе, так и без него,
- испытания топливной системы – определение «несливаемого» остатка,
- отработка подброса люка для аварийного покидания кабины,
- проведение регламента катапультного кресла КМ-1М,
- доработка (замена при необходимости) передних лыжных стоек шасси на колёсные,
- нивелировка и контрольный обмер самолёта,
- взвешивание и определение положения центра тяжести самолёта,
- определение основных характеристик систем управления рулями,
- освоение лётчиком кабины самолёта и т.д.
На этом, безусловно, перечень работ не исчерпывается, а, наоборот, по мере углубления в процесс испытаний, появляются новые неясности, которые необходимо понять и принять.
Поэтому лётные испытания и есть познание неизвестного!
Наземная подготовка и контрольные испытания во многом определяют качество и безопасность летного эксперимента в процессе Лётных испытаний.
Большую помощь в организации лётных
испытаний в
условиях полигона оказывал Зам.Начальника полигона Степан Анастасович Микоян.
Зам.начальника 8 ГНИКИ ВВС СССР
Микоян Степан Анастасович
Председатель Методсовета летных
испытаний
ОКБ А.И.Микояна
Васильченко Константин Константинович
Технический Руководитель Экспедиции
ОКБ А.И.Микояна Солодун Иван Андреевич
1-й этап лётных испытаний
В октябре-ноябре 1975 г.все доработки по самолёту были выполнены, приняты ОТК.
Этап наземной подготовки и испытаний завершён.
Специалисты КИБ'а прекрасно освоили изделие и рвались
в бой – начать этап натурных работ.
Находясь во Владимировке длительное время остро чувствуешь отсутствие информации
о тех «преобразованиях», которые намечались в Москве. Ведь там решалась судьба
всех нас, посвятивших себя новому направлению в Авиации – Космической Авиации.
Стало появляться свободное время – весьма неприятный признак спада на
испытаниях! « Ты почему не летаешь?! – если готов, то никого не жди! Мне
К.К.Васильченко ( глава Методсовета по летным испытаниям и в дальнейшем Начальник ЛИИ им.М.М.Громова) рассказал о вашем разговоре и недоумевает, почему ты чего-то
выжидаешь!» - примерно в таком плане состоялся разговор с Техническим
Руководителем экспедиции ОКБ им.А.И.Микояна Иваном Андреевичем Солодуном.
Понял – надо начинать полеты! Для большей убедительности, как и положено, рукодитель группы расчёта и анализа В.А.Труфакин доложил членам методсовета особенности аэродинамики аналога и ожидаемые результаты начала 1-ого этапа натурных работ. Мне трудно даже представить, что было бы, если И.А.Солодун занял другую позицию!
В истинный восторг пришел Александр Лучков – авиатехник, великолепный профессионал своего дела. Он прекрасно понимал, что если мы до нового года не слетаем, всю наземную подготовку придётся делать вновь!
27 ноября 1975 года вместе с Александром Лучковым, В.Труфакиным и специалистами службы КЗА мы подписали
Полётный лист №1начала лётных испытанийПервого советского аналога орбитального самолёта!
Работа началась:
- 28 ноября 1975 г. – первая рулёжка на колёсно-лыжном шасси,
- 29 ноября 1975 г. – рулёжка,
- 02 декабря 1975 г. – первая пробежка на свободно ориентирующихся
передних (колёсных) стойках шасси.
Лётчик-испытатель ОКБ имени А.И.Микояна
Герой Советского Союза,
Заслуженный летчик испытатель, Фастовец Авиард Гаврилович
>>
Наступил Новый 1976 год. Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский дал новое задание, отменив все мои командировки и работу во Владимировке –
началось конкретное создание нового Научно-производственного объединения
"Молния" под непосредственным руководством Геннадия Петровича Дементьева.
Автор статьи
Владислав Васильевич Студнев
Директор комплекса-Главный конструктор
НПО «Молния» Минавиапрома (до декабря 1998 г.)
Ответственный технический руководитель
Посадочного комплекса ОК "Буран" на космодроме «Байконур»
Владислав В. Студнев