-Владислав Студнев---

"К 100-летию Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского". В.В. Студнев, 2009 г.
"Наземная и летная отработка посадочного комплекса и орбитального корабля "БУРАН"  на космодроме "Байконур". В.В. Студнев, 1998 г
"Мрия" для "Бурана" . Самолет Ан-225 - первая ступень воздушного старта МАКС'а. В.В. Студнев, 2010 г.
"Несколько слов к началу наземных и летных испытаний советского орбитального самолета "Спираль" (изделие 105.11).  В.В. Студнев, 2010 г.
"Уникальный самолет-транспортировщик ВМ-Т "Атлант".  В.В. Студнев, 2010 г.
"Тушинский пятачок". В.В. Студнев, 2011 г.
"Жизнь, посвященная небу - от самолета до орбитального корабля". В.В. Студнев, 2011 г.   
 Статья посвящается памяти Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя СССР, генерала-майора авиации Васина В.П.
"К 80-летию со дня рождения Геннадия Петровича Дементьева". В.В. Студнев, 2012 г.   
"К 80-летию со дня рождения Рэма Васильевича Студнева". В.В. Студнев, 2012 г.   
"Поздравляем с 75-летием Коротченко Виктора Ивановича!". В.В. Студнев, 2012 г.   

Несколько слов к началу наземных и лётных испытаний
аналога первого советского орбитального самолёта «Спираль» (изделие 105.11).
8 ГНИКИ ВВС, Город Ахтубинск, Астраханской обл., СССР, 1975 г.
 

 

После проведения продувок самолёта в ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского в различных конфигурациях  (труба «101») и в менее мощной трубе на стенде Ц-22 в Тураево, началась активная подготовка к проведению наземных и лётных испытаний в 8ГНИКИ ВВС СССР.

В ОКБ им. А.И.Микояна была создана «Комплексная испытательная бригада изделия 105.11  (КИБ – 105.11)».
Руководителем бригады назначен ведущий инженер по лётным испытаниям – Юрий Евдокимович Федулов,
Помошником вед. инженера – Борис Чак,
Авиатехниками – Александр Лучков и В.Будько,
Ведущим лётчиком – лётчик-испытатель Авиард Гаврилович Фастовец,
а его дублёром – лётчик-испытатель Валерий Евгеньевич Меницкий,
Ведущим инженером по летным испытаниям от ОКБ – Владислав Студнев.

 

В состав КИБ'а входили специалисты Дубнинского ПКО «Радуга» (наши бывшие микояновцы из Дубны), Дубненского машзавода – изготовителя самолёта и специалисты лётной и доводочной базы (ЛИДБ) в экспедиции ОКБ им.А.И.Микояна.
Лётные испытания проводились на базе ЛИДБ в экспедиции ОКБ им.А.И.Микояна в 8ГНИКИ ВВС (Ахтубинск).
Технический Руководитель Экспедиции – Иван Андреевич Солодун (в дальнейшем ставшим Директором ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна, а где-то за год до этого он активно готовился возглавить эти лётные испытания,изучал необходимую документацию, особенности самолёта и др. материалы, которые я ему представлял без ограничения по указанию руководства ОКБ).

В программе Лётных испытаний были определены цели, объемы наземной подготовки и испытаний до начала и в процессе проведения полетов, методики проведения лётных испытаний: пробежки, подлёты, совместный полёт под самолётом-носителем, отцепка-сборс, свободный полёт и посадка, определение особенностей лётной и наземной эксплуатации.

Наземная подготовка и испытания.

В процессе наземной подготовки и испытаний бортовых систем, агрегатов и оборудования аналога до начала лётного эксперимента на самолёте были выполнены основные необходимые работы:
- заводские доработки по механическим работам и досборки по Перечням №№ 1, 2 и 3 завода изготовителя,
- разработка системы измерений (перечень контролируемых параметров, диапазон измерений и точность, тип КЗА (контрольно-записывающей аппаратуры),
- препарирование бортовых систем, агрегатов и оборудования,
- отладка и контрольное опробование всех самолётных систем («гонка» двигателя) как при работающем двигателе, так и без него,
- испытания топливной системы – определение «несливаемого» остатка,
- отработка подброса люка для аварийного покидания кабины,
- проведение регламента катапультного кресла КМ-1М,
- доработка (замена при необходимости) передних лыжных стоек шасси на колёсные,
- нивелировка и контрольный обмер самолёта,
- взвешивание и определение положения центра тяжести самолёта,
- определение основных характеристик систем управления рулями,
- освоение лётчиком кабины самолёта и т.д.

На этом, безусловно, перечень работ не исчерпывается, а, наоборот, по мере углубления в процесс испытаний, появляются новые неясности, которые необходимо понять и принять. Поэтому лётные испытания и есть познание неизвестного!
Наземная подготовка и контрольные испытания во многом определяют качество и безопасность летного эксперимента в процессе Лётных испытаний.
Большую помощь в организации лётных испытаний в условиях полигона оказывал Зам.Начальника полигона Степан Анастасович Микоян.
 
 

       

 

Зам.начальника 8 ГНИКИ ВВС СССР
Микоян Степан Анастасович

Председатель Методсовета летных испытаний
 ОКБ А.И.Микояна
Васильченко Константин Константинович

Технический Руководитель Экспедиции
 ОКБ А.И.Микояна

Солодун Иван Андреевич

1-й этап лётных испытаний

В октябре-ноябре 1975 г. все доработки по самолёту были выполнены, приняты ОТК. Этап наземной подготовки и испытаний завершён.
Специалисты КИБ'а прекрасно освоили изделие и рвались в бой – начать этап натурных работ.

Находясь во Владимировке длительное время остро чувствуешь отсутствие информации о тех «преобразованиях», которые намечались в Москве. Ведь там решалась судьба всех нас, посвятивших себя новому направлению в Авиации – Космической Авиации. Стало появляться свободное время – весьма неприятный признак спада на испытаниях! « Ты почему не летаешь?! – если готов, то никого не жди! Мне К.К.Васильченко ( глава Методсовета по летным испытаниям и в дальнейшем Начальник ЛИИ им.М.М.Громова) рассказал о вашем разговоре и недоумевает, почему ты чего-то выжидаешь!» - примерно в таком плане состоялся разговор с Техническим Руководителем экспедиции ОКБ им.А.И.Микояна Иваном Андреевичем Солодуном.

Понял – надо начинать полеты! Для большей убедительности, как и положено, рукодитель группы расчёта и анализа В.А.Труфакин доложил членам методсовета особенности аэродинамики аналога и ожидаемые результаты начала 1-ого этапа натурных работ. Мне трудно даже представить, что было бы, если И.А.Солодун занял другую позицию! В истинный восторг пришел Александр Лучков – авиатехник, великолепный профессионал своего дела. Он прекрасно понимал, что если мы до нового года не слетаем, всю наземную подготовку придётся делать вновь!


         27 ноября 1975 года вместе с Александром Лучковым, В.Труфакиным и специалистами службы КЗА мы подписали
Полётный лист №1 начала лётных испытаний Первого советского аналога орбитального самолёта!
 

Работа началась:
   - 28 ноября 1975 г. – первая рулёжка на колёсно-лыжном шасси,
  - 29 ноября 1975 г. – рулёжка,
  - 02 декабря 1975 г. – первая пробежка на свободно ориентирующихся
     передних (колёсных) стойках шасси.


Лётчик-испытатель ОКБ имени А.И.Микояна

Герой Советского Союза,
Заслуженный летчик испытатель,
Фастовец Авиард Гаврилович                        
>>
 

Наступил Новый 1976 год. Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский дал новое задание, отменив все мои командировки и работу во Владимировке –
началось конкретное создание нового Научно-производственного объединения "Молния" под непосредственным руководством Геннадия Петровича Дементьева
.
 















Автор статьи
Владислав Васильевич Студнев


Директор комплекса-Главный конструктор
НПО «Молния» Минавиапрома (до декабря 1998 г.)

Ответственный технический руководитель
Посадочного комплекса ОК "Буран" на космодроме «Байконур»
                Владислав В. Студнев

Февраль 2010 года, г. Москва, Россия.

 

-Владислав Студнев--