StarJet

---Виктор Коротченко---

«Путь в Авиапроме от ОКБ им.А.И.Микояна до НПО "Молния" - от "Спирали" до "Бурана"», В.И.Коротченко, 2009 г.
"Специалисты НПО "Молния" передают SOS!!!". В.И.Коротченко, 2010 г.
"Что делают Чемезов и Рыбин из "Молнии" Лозино-Лозинского? ...". В.И.Коротченко, 2010 г.

Путь в Авиапроме от ОКБ им. А.И.Микояна до НПО "Молния"-  от "Спирали" до "Бурана"

 


Лозино-Лозинcкий Глеб Евгеньевич
 

        С наступлением ХХI века уходит в прошлое эпоха авиаконструкторов, которые за одно поколение прошли путь от создания фанерных самолетов на велосипедных шасси до космических аппаратов, осуществляющих автоматическую посадку на взлетно-посадочную полосу посадочного комплекса после завершения орбитального участка полета. К таким людям полностью подходят слова крылатой советской песни "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор!".

        Это не просто слова, а образ жизни целой плеяды выдающихся авиаконструкторов, в числе которых Генеральный директор Генеральный конструктор НПО "Молния" Минавиапрома СССР Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич.

        Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился 25 декабря 1909 года.

        Между собой его звали Глеб, или Лоза. Пожалуй, Глебом его звали больше на Молнии, а Лозой
- смежники.
        Глеб считал себя лично ответственным за создание и посадку ОК Буран , себя и никого другого.
Все остальные, в том числе руководители головных предприятий, министерств, руководство ВПК (Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам) - были для него его помощниками. Вернее сказать, он считал, что все они должны ему помогать, или хотя бы не мешать.
      "Коллега, ..."
 или "Друже, ..." - так он обращался к  товарищам по работе.
 

Памятные значки НПО "Молния"
 

       Щелкните мышкой, чтобы увеличить

      Со дня запуска и автоматической посадки  ОК Буран на взлетно-посадочную полосу посадочного комплекса советского космодрома Байконур прошло более двух десятилетий. Мой знакомый профессор Виктор Топильский, выпускник МВТУ им. Баумана преподает спецкурсы в вузе гор. Зеленограда, говорит, что половина студентов не знают о запуске в СССР орбитального корабля Буран. Специально спрашивал.
       А тогда ..., звучали восторженные победные аккорды, новость номер один разлетелась по всему миру: "...  Русские обогнали Америку! Автоматическая посадка советского челнока! Новое достижение в освоении космоса - ракета-носитель "Энергия" выводит 100 тонн на орбиту спутника Земли!"
        А у нас наверху (на самом верху!),  я думаю, уже заранее, еще задолго до полета и вне зависимости от результатов полета, решили судьбу Бурана, Энергии, а, заодно, и сотен тысяч людей - специалистов высшей квалификации, которые создали технику будущего века.
        Все работы оборвались "на полуноте", внезапно, как обрывается струна. Но сначала никто не понял, что это уже случилось и "музыканты" больше не нужны.
       На следующий день после пуска, орбитального полета и посадки ОК Буран, с утра, остановили все текущие работы в МИК'е РН-Энергия и открыли двери для свободного прохода всех желающих без списков, пропусков и допуска к секретным работам!
     Специально никто ничего не объявлял, но слух разлетелся молниеносно.
     А поскольку рядом расположен большой жилой городок для специалистов, с гостиницами, магазинами, жилищно-коммунальным хозяйством  и т.п., то МИК-РН Энергия посетили все, кто смог "оторваться" с работы - продавцы, грузчики, работники гостиниц, слесари, водители. Все вместе мы ходили по сборочному цеху, рассматривали (можно было даже потрогать и попробовать на зуб)  экспериментальные образцы уникальной новейшей техники для будущих космических полетов (не модели, а боевые образцы!)  с каким-то благоговением, гордостью за нашу страну и за свою причастность к этому делу, ... и с нескрывемым удивлением, что эту секретную технику показали простому народу.
 Только инициаторы этого показа знали, что мы приглашены не по случаю праздника, а на последнее прощание.

         Разве мог тогда, 15 ноября 1988 года,  кто-нибудь из участников программы создания многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран"  подумать, что с Бураном произойдет то, что произошло годами раньше с самолетами М-50 Мясищева, Т-4 (сотка) Сухого, ТУ-144 Туполева, Р-020 ("Игла") Цыбина, экранопланами Алексеева, "Спиралью" Микояна, только еще обиднее.   
        Обиднее потому, что все эти годы, с 1976 по 1988 г.г., мы думали, что участвуем в создании новой космической техники, а оказалось, как только сейчас стало понятно уже многим, все было иначе.
       На самом деле, высшее партийное руководство страны СССР использовало нас для участия в политической акции, целью которой была демонстрация мощи КПСС (Коммунистической партии Советского Союза), возглавляемой секретарем ЦК этой партии (других партий тогда не было) и Президентом страны М.С.Горбачевым. А когда акция закончилась, всех участников поблагодарили и распустили по домам.
То же самое было и с программой полета человека на Луну (ракета-носитель Н1). Да, было несколько неудачных пусков. Но следующий экземпляр ракеты носителя Н1, доработанный и готовый к запуску, приказано было разобрать, потому что "акция" закончилась - американцы к этому времени первыми, и уже не один раз, слетали на Луну.
       Эти политические акции, вдохновителем и организатором которых было руководство ЦК КПСС,  дорого, в буквальном смысле, обошлись людям - нехватка всего, что нужно человеку для нормальной жизни, многочасовые очереди за одеждой, продуктами, мебелью, водкой, пустые прилавки магазинов по всей стране. Чтобы купить гуляш или антрекот, мы по несколько часов стояли в очереди в буфете НПО "Молния". Это в Москве. Уезжая в командировку в другой город (я много раз был  на Куйбышевском авиационном заводе), мы брали с собой масло, сыр, колбасу не только для себя, но и для товарищей по работе. Тогда родился анекдот:  "Длинная, зеленая, пахнет колбасой, но не колбаса" - это подмосковная электричка.
      Сейчас политики нам рассказывают, что, мол, экономика страны (СССР, а затем России)  не могла потянуть такие большие расходы на космические программы.  И, ведь вроде бы правильно говорят. Нельзя не согласиться.
      Но, если взглянуть поглубже, дело не в том, что много тратили на космос, а в отсутствии увязки разработки космических проектов с их практическим использованием в интересах обороны и народного хозяйства страны. 
     Например, декларировалась возможность использования ОК "Буран", как транспортного средства, для создания производства новых материалов в условиях космического вакуума и невесомости, но отсутствовала скоординированная по срокам соответствующая программа, которая дала бы реальный экономический эффект. Поезд без грузов и пассажиров, театр без артистов и зрителей, казино без ставок и игроков - обречены.
     12 лет прошло от решения о создании до первого полета ОК "Буран". Еще бы чуть-чуть и орбитальный корабль "Буран" был бы готов к следующему полету. Были подготовлены экипажи во главе с командиром летчиком - космонавтом Игорем Волком.  Была дважды проверенная, лучшая в мире, ракета-носитель "Энергия" для выведения ОК "Буран" на орбиту. Только ... нечего было везти! Голодная страна построила корабль, собрала и подготовила экипаж, а плыть то оказалось незачем! Сюжет для фильма ужасов. Но это не кино, это была большая часть нашей жизни. Тысячи изуродованных жизней, тысячи изуродованных судеб.

       А сейчас ...

       20 января 2010 г. по 1-му ТВ каналу показали документальный фильм "Буран". Созвездие Волка". Игорь Петрович Волк - герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, летчик-космонавт, командир отряда космонавтов по программе подготовки к полетам на ОК Буран. Сейчас его знают все. Первый раз близко я увидел Игоря Волка задолго до полета Бурана, когда он пришел на самолет Ту-154Б - летающую лабораторию для проведения испытаний системы управления ОК "Буран" на атмосферном участке в условиях реального полета. Я спросил об Игоре Волке у ведущего инженера по самолету Михаила Александрова (ЛИИ им. М.М.Громова). "Волк - это Чкалов нашего времени, только его мало кто знает".  Лучшая характеристика для летчика-испытателя! И вот кадры документального фильма: Игорь Волк, далеко не молодой, сидит один под дождем с зонтиком на красном пластиковом кресле в Центральном парке культуры возле макета ОК Буран, превращенного в развлекательный аттракцион. Мне до сих пор как-то не по себе от этих кадров - свободный и гордый орел, покоривший небо, у которого отняли мечту.

  Как сказал "дежурный по стране"  Михаил Жванецкий:

  "... К сожалению, получается, жизнь стала лучше, но вот этот какой-то невидимый поворот назад, вот это какое-то ощущение, что мы морально, идеологически движемся назад –  вот это не дает возможности дышать, не дает возможности участвовать в этом.
Умным талантливым людям, тем, которые могли бы жить – стимула нет, чтобы жить.

... Сверху падают вот эти правительственные слова, как снег – они падают и тают. И бесследно исчезают.
Сама жизнь стала, конечно, лучше. Но если бы не этот глухой, какой-то наметившийся поворот назад."

                                                       (М.М.Жванецкий, "Дежурный по стране", Телеканал "Россия", эфир от 11.01.2010 года.)

     Коллеги и Друже Глеба, вместе c ним мы создали орбитальный корабль "БУРАН", но, к сожалению, не смогли сохранить и защитить наше творение.

       То что случилось на разломе страны советов, даже в самом страшном сне не могло присниться.
        Космодром Байконур - принадлежит иностранному государству.
        ОК Буран №1, совершивший полет в космос - погиб под обломками крыши здания монтажно-испытательного комплекса ракеты-носителя "Энергия".
        ОК Буран (доработанный для взлета с ВПП) успешно выполнивший 24 испытательных полета на подмосковном аэродроме Раменское, продан в Австралию, а затем после нескольких сделок обрел покой в г. Штутгарте в Германии.
       Полноразмерный макет ОК Буран, использовавшийся для прочностных испытаний, превращен в развлекательный аттракцион в Центральном парке культуры в г. Москве.
       Две летающие лаборатории ЛЛ-1 и ЛЛ-2 (на базе самолетов Ту-154Б}, на которых проходила проверка аппаратуры, программ  и алгоритмов ручной и автоматической посадки ОК Буран в условиях реального полета на подмосковном аэродроме Раменское и посадочном комплексе космодрома Байконур ... Где они?    

       Где ОК Буран №2, по мнению специалистов на 90% готовый к испытаниям в составе связки "Энергия-Буран"? Может быть кто-то знает? Скажите.
      Техническую документацию по ОК "Буран" и РН "Энергия" приказано рассекретить и, так говорят, ... по распоряжению Ельцина уничтожить.

      Наступил новый век. Мы живем в другой стране. Но память возвращает нас назад.
      Буран - большая и замечательная часть нашей жизни, наша гордость и наша, не утихающая с годами, боль.

       Через полтора месяца после опубликования на сайте этой странички из источников, близких к руководству ЛИИ им.М.М. Громова, стало известно следующее.
      Летающие лаборатории ЛЛ-1 (самолет Ту-154Б борт.№ 85083, переоборудовнный для проведения испытаний системы управления ОК "Буран на атмосферном участке полета)  и ЛЛ-2  (самолет Ту-154Б борт.№ 85024 - тренажер для летчиков-космонавтов ОК "Буран") базировались на стоянке аэродрома "Раменское" в г. Жуковском, Московской обл. После распада СССР эти летающие лаборатории из федеральной собственности были переведены в собственность ЛИИ им.М.М. Громова.
  
      За стоянку самолетов нужно было платить деньги, а денег на оплату стоянки у ЛИИ не нашлось.

     Уникальнейшие летательные аппараты и отряд летчиков-космонавтов, которым руководил Игорь Петрович Волк, не вписывались в бизнес-схемы новых хозяев России конца ХХ века.

     
По личному приказу Начальника Летно-испытательного центра - Заместителя начальника Летно-исследовательского института имени М.М. Громова ВОЛКА Игоря Петровича (1995 - 1997 г.г.) ЛЕТАЮЩИЕ ЛАБОРАТОРИИ БЫЛИ РАСПИЛЕНЫ НА МЕТАЛЛОЛОМ!!!

     Игорь Петрович! Как это было?
Расскажите специалистам, которые выпускали Вас в полет на этих летающих лабораториях, как случилось, что на огромном аэродроме Раменское не нашлось места, если не для полноценной жизни, то хотя бы для спокойной старости двух самолетиков, которые вместе с Вами проторили дорогу домой крылатым космическим аппаратам. Кому было нужно их уничтожить
?


      О том как это все было, кто-то уже написал книгу, кто-то собирается писать, другие делятся своими воспоминаниями при встрече с друзьями.
      Как из отдельных плиток, сложилась теплозащита Бурана, так из ваших рассказов, складывается картина того, как человеческая мысль и концентрация усилий людей, специалистов своего дела, превращаются в победу разума.

      Cтранички сайта открыты для всех, кто сохранил в памяти эпизоды пути от проекта до космического полета Бурана и его возвращения на Землю.
      Звоните, присылайте ваши рассказы, фотоснимки по электронной почте e-mail: pion@orc.ru (или в любом другом виде) для размещения на этом сайте.
 

 

Памятные значки, выпущенные Научно-производственным объединением «Молния»,
по случаю знаменательных дат и событий

 

 

 













Автор статьи
Коротченко Виктор Иванович

Зам. начальника комплексной бригады,
ответственный представитель НПО "Молния"
по испытаниям системы управления ОК "Буран"
на летающих лабораториях ЛЛ-1 и ЛЛ-2 (Ту-154Б),

Ведущий конструктор НПО "Молния", с 1976 по 1990 год -

                     Коротченко Виктор Иванович

E-mail:  
 starjet@mail.ru
Тел.        +7 (916) 515-34-46

Декабрь 2009 г. - Январь 2010 г. , гор. Москва, Россия

 

Фотоснимки значков Коротченко В.И., копирование и распространение фотоснимков разрешается только с письменного разрешения автора

---Виктор Коротченко---