StarJet

---Евгений Копылов---

Судьба двух орбитальных кораблей "Буран" в Казахстане.

"Зрелище для меня удручающее...", Евгений Копылов, 06.06.2015 г.

Копылов Евгений Васильевич

Родился - 17.06.1947 года в г. Балашиха Моск.области.
Окончил - Московский энергетический институт в 1972 году.
Член КПСС с 1979 года, член Парткома Минавиапрома СССР (1986 - 1989).

Работа: БЛМЗ Минавиапрома СССР (1964 - 1967) (слесарь-электрик),
АЗ "Рубин" Минавиапрома СССР (1972 - 1980) (инженер-конструктор),
12 Главное управление Минавиапрома СССР (1980 - 1991) (вед.инженер),
Ассоциация "Авиакосмос" (1991 - 1993) (зам.генерального директора),
"Авиапромкомплект", "Авиаснаб" (1995 - 2003) (главный специалист),
Управление ПФР, в настоящее время - пенсионер.

За развитие космических программ в авиационной промышленности (ОК "Буран")
награждён медалью "За трудовую доблесть" (1986 г.).
Почётный авиастроитель.
Награжден медалью им. Ю.А.Гагарина (Федерация космонавтики СССР).

Текст и фото (ниже) по материалам интернет-сайта http://ralphmirebs.livejournal.com/219949.html (Jun. 3rd, 2015 at 3:16 PM)

Буквально вчера, 02 июня 2015 года, исполнилось 60 лет колыбели мировой космонавтики и крупнейшей отечественной космической гавани - космодрому Байконур.
За эти годы на его территории было испытано множество разнообразных космических аппаратов, вершиной которых стала система "Энергия-Буран". Но история выбрала свой путь и проект умер в младенчестве.

Более двух десятилетий назад, в последний раз закрылись тяжёлые сдвижные двери МЗК - монтажно-заправочного комплекса, отрезав от манящего звёздного неба два орбитальных космических корабля. Есть лёгкая ирония в том, что место рождения тех, кто должен был бороздить космические просторы, стало им усыпальницей и склепом.

ОК-2К - Второй летный экземпляр ОК "Буран".

Изделие 1.02, OK-2К, 11Ф35-2K. Второй летный корабль. Должен был совершить второй полет (IVкв. 1991г.) в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией "Мир" с посещением экипажа на орбите с последующей автоматической посадкой. Готовность к полету на начало 1993 года оценивалась в 95-97%.

Ведущий конструктор по изделию от НПО "Молния" Минавиапрома СССР - Спиридонов Лев Михайлович.
Помощник ведущего конструктора, инженер-конструктор 1 категории (отдел 210 НПО "Молния") - Ковалева Лариса Петровна.

В настоящее время находится на Байконуре, на площадке 112А, в сооружении 80 (Монтажно-заправочный корпус - МЗК), является собственностью Казахстана.
 

OK-МТ - Макетно-технологический корабль для отработки предстартовых операций и операций послеполетного обслуживания.

Изделие 0.04, ОК-МТ, 11Ф35-МТ. Макетно-технологический корабль доставлен на Байконур в августе 1984 года для примерки и отработки технологического оборудования, отработки плана подготовки к пуску и послеполетного обслуживания.
С использованием ОК-МТ были проведены полный цикл примерок с технологическим оборудованием в МИКе ОК, макетирование связей с РН, отработаны системы и оборудование МЗК и стартового комплекса с заправкой и сливом компонентов ОДУ, а именно:
- примерки изделия 11Ф36П (РН 11К25+11Ф35-МТ) с транспортным установочным агрегатом (17Т12 либо 17Т332) на технической позиции 11П595 (МЗК) с 13 по 16 мая 1986 г.;
- проведение примерочно-стыковочных и заправочных работ с отработкой технологии подготовки ОК в составе комплекса 11Ф36П (РН 11К25+11Ф35-МТ) на стартовом комплексе (11П825) с 5 по 14 мая 1987 г., в МЗК с 14 по 28 мая 1987 г., и снова на старте с 28 мая по 29 июня 1987 г.;
- отработка заправки корабля (в составе комплекса РН 11К25+11Ф35-МТ) в МЗК и на стартовом комплексе в период с сентября по октябрь 1987 г.;
- отработка штатной технологии заправки водородом и кислородом бортовой химической системы электропитания изделия 11Ф35-МТ с отработкой посадки и эвакуации экипажа проводилась в составе комплекса 11Ф36П2 (РН 11К25+11Ф35-МТ) на стартовом комплексе с 6 июля по 7 августа 1990 г.;
- отработка операций директивного технологического процесса обслуживания ОК после посадки на Посадочном комплексе.
Все технологические операции по обеспечению работ "земля-борт" необходимо было завершить за 5 минут. Реально это достигалось многочисленными тренировками на макетно-технологическом корабле ОК-МТ смешанного боевого расчета из представителей промышленности и военных.

Проведение конструкторского макетирования бортовых систем на 0.04 (ОК-МТ) планировалось, но не проводилось - выполнено на 1.01, так как изделие 0.04 отстало в изготовлении.

Технический руководитель по изделию от НПО "Молния" Минавиапрома СССР - Заместитель Главного конструктора ЭМЗ имени В.М.Мясищева Чарский Евгений Сергеевич, ведущий конструктор по изделию от НПО "Молния" - Богорад Александр Семенович - первоначально, а в последующем, соответственно, Богдан Леонид Митрофанович и Панин Сергей Анатольевич.

В настоящее время находится на Байконуре, на площадке 112А, в сооружении 80 (МЗК), является собственностью Казахстана.

Монтажно-заправочный комплекс едва ли ни самое большое здание на территории космодрома Байконур. Его спроектировал ижевский институт «Прикампромпроект». Длина сооружения 132 метра, а высота 62. С торцов расположены так называемые откатные сооружения – попросту огромные сдвижные ворота. Самые большие из них обладают размерами 42 на 36 метров, достаточными для прохода "кузнечика" со связкой из ракетоносителя «Энергия» и с установленным на ней орбитальным кораблём.

  1      2      3 

Несущие конструкции МЗК изготовлены из особой стали и должны выдержать давление ударной волны возникшей в случае возможного взрыва тяжёлого ракеты-носителя на ближайшей стартовой площадке.
По бокам к основному корпусу примыкают четырехэтажные пристройки, в которых размещается разнообразное оборудование для проведения тестов, организации вентиляции и электроснабжения.
Поскольку помещение, в котором происходила работа с орбитальным кораблём, не должно было содержать пыли, в нем искусственно создавалось повышенное атмосферное давление. Все двери, ведущие из корпуса в коридоры, являлись герметичными.
Под потолком двигались три поперечные кран-балки, каждая их которых обладает грузоподъёмностью в 400 тонн. Ещё выше их опутывает сложная система мостков под самой крышей, открывающая доступ к лампам освещения.

  4      5 

В настоящее время внутри МЗК находятся два корабля, один из которых второй летный корабль, а другой макетно-технологический корабль ОК-МТ для отработки предстартовых операций. Но, несмотря на то, что это макетный корабль, внутри и снаружи он выглядит как настоящий корабль. И тот и другой не в самом лучшем состоянии и из-за этого они взаимно дополняют друг друга.

  6      7 

А теперь, давайте опустимся пониже и окинем взглядом весь зал. Над вторыми (малыми) торцевыми воротами находится великолепная обзорная площадка.

  8      9 

Боковые стены МЗК увешаны десятками опускающихся или поворачивающих технологических платформ, оснащённых гидроприводами. Эти конструкции необходимы для проведения всевозможных работ на разных высотах, без прикосновений к теплозащитным плитам. Здесь же находятся пассажирские шлюзы-трапы для попадания на борт орбитальных кораблей.

10    11    12 

13    14    15 

16    17    18 

Спустимся к орбитальным кораблям. Они установлены не на шасси, а на транспортные тележки, перемещающиеся по утопленным в пол рельсам. Перед носами кораблей, высятся другие технологические платформы, предназначенные для доступа к кабинам и двигателям. Платформы, как и корабли, могут кататься по рельсам вперед-назад.

19    20    21 

22    23    24 

25 

Время и люди не пощадили корабли и их нынешнее состояние весьма плачевно. Часть плиток теплозащиты отсутствует (плитки на ОК приклеивались насмерть и отвалиться в земных условиях могли только при преднамеренном воздействии), остекление кабины разбито, крылья и фюзеляжи покрывает обильный слой птичьего помёта, скопившегося на двадцать с лишним лет.

26    27    28 

29 

На момент остановки работ, готовность корабля ОК-2К достигала 95-ти процентов. Внешне, помимо индивидуального рисунка теплозащитных плиток, от ОК-МТ он отличается наличием установленных двигателей ориентации в носовой части.

30    31    32 

В хвостовой части, корабль ОК-2К лишился парашютно-тормозной установки (ПТУ) - контейнера с тормозными парашютами, но двигательная установка выглядит вполне целой.

33    34    35 

36 

У макетно-технологического корабля ОК-МТ хвостовая часть сохранилась заметно лучше, да и лобовое остекление не пострадало.

37    38    39 

40    41    42 

43    44 

Внутри макетно-технологического корабля ОК-МТ почти всё так же, как и на "взрослом" корабле ОК-2К. Лишь некоторые элементы заменены на деревянные кубики (габаритно-массовые макеты) с указанием названия и массы блока. Конечно, уже не понятно что стало с отсутствующим оборудованием - не было установлено или выдрано на драгоценные металлы. В шлюзовой камере кабины (ШКК) и кабине царит разгром, но в отсеке полезного груза и в двигательном отсеке относительно чисто.

45    46    47 

48    49    50 

51    52    53 

54 

Ещё пара взглядов на оборудование МЗК.

55    56    57 

История движется по спирали. Это объективный процесс, повторяющийся раз за разом. Можно сожалеть об утраченном времени и скорбеть о былом величии, но факты остаются выше этого - Россия стремительно теряет статус ведущей космической державы. Вот уже более двадцати лет, страна не производит ничего принципиально нового, продолжая эксплуатировать наследие Советского Союза. Ведутся лишь работы по модернизации старых заделов, но всё иное остается лишь словами и проектами на бумаге. Несомненно, знатное прошлое позволит продержаться на плаву еще десятилетие-другое в роли космического извозчика, но лишь до тех пор, пока китайские ракеты не перешагнут должный рубеж своей надёжности и не обрушат цены на вывод груза на орбиту.

Из космонавтики ушла романтика, оставив ей лишь сухие цифры финансовой статистики. Зачем тратить триллионы на космос, если это не принесёт прибыли за обозримое время?

Во времена противостояния политических систем, гонка двух сверхдержав оказывала благотворное воздействие на научно-технический прогресс. Возможное военное и идеологическое применение рождало десятки всевозможных проектов. Да, большинство из них не выходило за рамки чертежей и макетов, но те, что просачивались сквозь сито испытаний и комиссий, получали неограниченную поддержку.

Будущее советских многоразовых орбитальных кораблей не было предопределено ещё до рождения. Несмотря на огромную финансовую убыточность подобных запусков, они могли долго продержаться на мировой сцене, давая вектора к будущим горизонтам.

А закончить свою статью я хочу обыгрыванием заголовка и эпиграфа.

Rise my God! From ashes rise!
Восстань мой бог! Восстань из пепла!

Источник: интернет-сайт http://ralphmirebs.livejournal.com/219949.html, фото: Ralphmirebs

Копылов Евгений Васильевич,

Ведущий инженер 12 Главного управления
Министерства авиационной промышленности СССР (с 1980 по 1991 г.)

E-mail: pion@orc.ru (для Е.Копылова)
Июнь 2015 г., гор. Москва, Россия

Копылов
Евгений Васильевич,
автор сайта: "Информационно-исторический официальный интернет-сайт -
Министерство авиационной промышленности СССР,
12 Главное управление, предприятия - создатели ОК "Буран"

---Евгений Копылов---