Сергей Грачев

«Создатель космических крыльев. Годы жизни в Украине», С.И.Грачев, 2009 г.
"Г.Е.Лозино-Лозинский и создание посадочного комплекса  орбитального корабля на Байконуре". С.И.Грачев, 2010 г.
"Буранная" осень 1988 года". С.И.Грачев, 2010 г.
"Хроники Посадочного комплекса орбитального корабля "Буран". С.И.Грачев, 2010 г.
"Фотоснимки штатного руководителя полетов в/ч 03079 Cергея Ивановича Грачева на аэродроме "Юбилейный" Посадочного комплекса орбитального корабля "Буран". С.И. Грачев, 2011 г.

 

From:          grach@uksatse.org.ua
To:               pion@orc.ru.
Subject:
     Фото 02
Date:           14 января 2010 в 12:41

Здравствуйте, уважаемый Виктор Иванович!

Высылаю фото к статье о создании ПК ОК.
В архиве - 14 фото.


С уважением
Сергей Грачев

       


Создатель космических крыльев.
Г.Е. Лозино-Лозинский и создание посадочного комплекса орбитального корабля на Байконуре
К 100-летию со дня рождения Г.Е. Лозино-Лозинского

         14 ноября 1988 года, накануне пуска системы «Энергия-Буран», на посадочном комплексе орбитального корабля космодрома Байконур состоялось совещание, где подтвердилась готовность техники и боевого расчета, поставлена задача по обеспечению автоматической посадки «Бурана». Мне довелось там присутствовать в качестве помощника старшего руководителя полетов. В комнате для совещаний, рядом с Главным залом управления объединенного командно-диспетчерского пункта (ОКДП), собрались представители промышленности, офицеры-испытатели из состава боевого расчёта, летчики-испытатели, объединенная группа руководства полетами. Перед нами, за столом сидели: генерал Манучаров А.А. - руководитель региональной группы управления полетом (РГУП), генерал Васин В.П. – заместитель руководителя РГУП по управлению воздушным движением, Студнев В.В. – начальник группы оперативного технического руководства от НПО "Молния", полковник Брацихин П.С. – заместитель начальника 6-го научно-испытательного управления (НИУ) космодрома Байконур, командование в/ч 03079, принимавшей в эксплуатацию посадочный комплекс…


Посадочный комплекс ПК ОК орбитального корабля "Буран" на космодроме Байконур, СССР
На фото (слева) видно здание Объединенного Командно-Диспетчерского Пункта (ОКДП),
Ответственный технический руководитель ПК ОК - Главный конструктор НПО "Молния" Владислав Студнев

         Я обратил внимание, что по центру стола сидит высокий худощавый человек, в скромной гражданской одежде, седоволосый, с вытянутым морщинистым лицом. Взгляд глаз из-под густых светлых бровей казался каким-то блеклым и усталым. И сидел он как-то сгорбившись, подпирая голову рукой… Сидел молча, когда шли доклады и ставилась задача, обсуждались имевшиеся проблемы. Лишь в завершении тяжело встал и сказал тихим голосом, что проделана огромная работа и теперь, перед пуском, нужно всем успокоится, но не расслабляться… Никогда я не видел его раньше, хотя знал многих руководителей… Кто то сказал шепотом – Главный конструктор… Главный конструктор чего? Ведь в создании посадочного комплекса участвовало много предприятий и в каждом был свой главный конструктор…

 


  Самолет 3MT с грузом 1GT приземляется на ПК ОК

===

 

   Самолет 3MT с грузом 2GT приземляется на ПК ОК

===


Летающая лаборатория Ту-134 для
проверки МСП "Вымпел-Н" на ПК ОК

 

         В то время наша работа по многоразовой космической системе была окутана завесой секретности, когда положено было знать каждому только свой участок работы, а что на соседних или отдаленных – только по слухам, порой недостоверным. Мой участок был весьма узок – обеспечение полетов самолетов на аэродроме «Юбилейный», входившем в состав посадочного комплекса. Работа была интересной, приходилось общаться со многими замечательными и выдающимися людьми, но как я мало знал тогда! Какие страсти кипели вокруг и внутри создания советской универсальной ракетно-космической транспортной системы!

         Только когда прошли годы после первого и единственного полета орбитального корабля «Буран», хлынул открытый поток ранее секретной информации. Оказалось, что тогда, в ноябре 1988-го, мне выпала честь находится рядом с Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским – Главным конструктором советских орбитальных самолетов. И что посадочный комплекс Байконура также создавался под его непосредственным руководством… И что на тот момент он уже имел 79 лет своей интереснейшей жизни!

         Поскольку мне довелось 10 лет, с 1984 по 1993 годы, работать на посадочном комплексе орбитального корабля в должности штатного руководителя полетов войсковой части, принимавшей комплекс в эксплуатацию, расскажу вкратце об этом уникальном объекте.

         В 1977 году, через год после решения руководства СССР о создании многоразовой космической системы, вышло постановление Правительства СССР о разработке и строительстве для нее посадочного комплекса орбитального корабля (ПК ОК). На космодроме Байконур, да и во всем Советском Союзе подобных объектов никогда не было. Головным разработчиком ПК ОК было определено научно-производственное объединение (НПО) «Молния», возглавляемое Г.Е. Лозино-Лозинским. Поскольку старт в космос новой системы однозначно определялся с Байконура, туда же следовало и возвращать орбитальный корабль.
 

 

Полеты самолетов Ту-154Б - летающих лабораторий на аэродроме "Юбилейный" посадочного комплекса ПК ОК на Байконуре.

 
 

Апрель 1991 г.
 

Лето 1988 г.
 
Лето 1988 г.
 

         Здесь интересно отметить, что свою систему мы начали создавать на четыре года позже американцев, а они уже в августе 1977-го начали сбросы своего «орбитера» с самолета, сажая его на авиабазе «Эдвардс». Чем хороша эта база – что она расположена на обширной, окаменелой и ровной, как стол, поверхности пустыни Мохаве. Опытному пилоту садиться на эту равнину, даже без двигателей, – не проблема, – садись хоть вдоль, хоть поперек! А вот в зыбучих казахстанских песках мы не могли себе позволить этого… Похожей равнины не нашлось и на всей огромной территории Союза. Значит – надо строить специальную посадочную полосу на Байконуре и дополнительно перестраивать несколько аэродромов в качестве запасных на западе и востоке страны.

         Немногим более одного года ушло на проектирование посадочного комплекса и в начале 1979 года военные строители космодрома уложили в будущую полосу первый бетон. В абсолютно необжитом месте, посреди голой полупустыни, в месте, которое на топокартах обозначено как «урочище Ушкызыл», предстояло смонтировать в монолитную ленту шириной 84м и длиной 4,5 километра десятки тысяч тонн арматуры, уложить сотни тысяч кубометров бетона. Работали круглосуточно и через три года, в апреле 1982-го, на новую полосу приземлился необычный самолет с большущей «бочкой» на спине.

 

Полеты самолета Миг-25 оптико телевизионного наблюдения на аэродроме "Юбилейный" посадочного комплекса ПК ОК на Байконуре.

 
 


Над полосой МиГ-25

 



Парный полет летом 1988 г.

 


МиГ25 взлетает для встречи
ОК "Буран" 15 ноября 1988 г.

 

         Дело в том, что ракета-носитель орбитального корабля была огромной. Диаметр топливных баков 2-й ступени – около 8 метров, длина самого большого, водородного бака – более 40 метров. Изготавливались они на заводе в Куйбышеве (ныне – Самара), а вот доставить их на Байконур было проблемой. Решили ее, создав специальный самолет-транспортировщик 3М-Т на базе стратегического бомбардировщика 3М. Его создатели – ОКБ В.М. Мясищева, также работали в составе НПО «Молния», и под общим руководством Г.Е Лозино-Лозинского решили задачу обеспечения авиационной транспортировки крупногабаритных конструкций МКС с заводов-изготовителей на космодром.

         Но впереди было решение самой главной задачи – обеспечение автоматической посадки орбитального корабля. Методика летных испытаний пилотируемых космических кораблей в СССР однозначно определяла запуски новых аппаратов в беспилотном режиме. Но, если парашютная посадка спускаемых капсул «Востоков» и «Союзов» не предъявляла высоких требований к точности и к месту приземления, то посадка «космического самолета» следовала на узкую бетонную полосу выбранного аэродрома. Здесь уместно напомнить, что американский «Спейс Шаттл» в первом полете был с экипажем на борту, садился на огромную плоскость авиабазы Эдвардс… И, если учесть, что орбитальный корабль, возвращаясь с орбиты, гасит первую космическую скорость и высоту полета преодолевая «тепловой барьер», «выбирает» боковую дальность от плоскости орбиты до места посадки, двигаясь по сложной «баллистическо-аэродинамической» траектории и при этом не имеет двигателей для ухода на «второй круг» при посадке – можно представить, какие требования предъявлялись к посадочной автоматике. И все-таки эта задача была решена - впервые не только в отечественной, но и в мировой практике.

         Не просто это было… Много сомневающихся в возможности автоматического возврата корабля. Летчики-испытатели из «Бурановского» отряда космонавтов ратовали за первый полет с экипажем на борту. Но Глеб Евгеньевич был непреклонен: первые испытательные полеты – только в автоматическом режиме! Несомненно, он был главным идеологом беспилотной посадки, для осуществления которой необходимо создать специальную радиотехническую систему.

         Насколько же были обширны познания Главного конструктора! Будучи крупнейшим в стране специалистом по газодинамике, он обладал энциклопедическими знаниями и в других областях науки и техники. В 1971-1976 годах, работая в ОКБ А.И. Микояна, воплощает новую идеологию боевого применения самолета, руководит созданием перехватчика МиГ-31, имеющего непревзойденную дальность обнаружения и уничтожения любых целей, выполняющего функции воздушного пункта управления действиями других самолетов, благодаря установке на борт радиотехнической системы «Заслон»…

         НПО «Молния» работало в кооперации со многими предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями Советского Союза. Институтом прикладной математики им. М.В. Келдыша совместно с Московским опытно-конструкторским бюро «Марс» разработаны алгоритмы и бортовые программы для системы навигации и управления движением на участке аэродинамического спуска и посадки орбитального корабля. Ленинградский Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ВНИИ РА) создал Комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "Вымпел", состоящий из специального бортового и наземного оборудования.

         В районе посадочного комплекса на 22 участках и на ОКДП с 1983 года приступили к размещению элементов комплекса „Вымпел”. Обнаружение орбитального корабля на расстоянии 500 км от места посадки обеспечивали два радиолокационных комплекса. С высоты 20 км при удалении до 60 км начинался этап предпосадочного маневрирования. Здесь важно точно знать местоположение ОК в пространстве и динамику его движения. Решение этой задачи обеспечивала система измерения параметров движения, наземная часть которой состояла из 6 навигационных ретрансляторов-дальномеров, два из которых находились «недалеко» от ПК ОК – по 16 км вдоль оси ВПП с каждого направления, а остальные четыре, и еще два радиолокационных комплекса (ТРЛК), расположились примерно по окружности радиусом около 50 км от аэродрома. Эти участки составляли так называемую «дальнюю зону» и почти все находились в весьма экстремальных условиях: кругом голая дикая полупустыня, дорог никаких, отсутствие воды…

         Заключительную часть полета ОК – автоматическую посадку, обеспечивали участки «ближней зоны», где в пределах летного поля ПК ОК расположились азимутальные, угломестные и дальномерные радиомаяки на оба направления посадки, обзорные и посадочные радиолокаторы.

         Управление и контроль работы радиотехнического комплекса, управление воздушным движением в районе аэродрома осуществлялось с ОКДП, где устанавливалось необходимое оборудование.

         До конца 1985 года шла напряженная работа по монтажу и наладке оборудования радиотехнической системы «Вымпел». Аэродром «Юбилейный» становился посадочным комплексом, но самолеты на нем бывали редко. Лишь несколько раз в год транспортировщики 3М-Т появлялись в его небе, регулярно доставляя с завода в монтажно-испытательные корпуса космодрома «бочки» топливных баков ракет, которые шли на сборку «изделий» для наземных стендовых и огневых испытаний. Собирались первые летные ракеты. Из Москвы транспортировались макеты орбитального корабля, а 11 декабря 1985 года планер будущего «Бурана».

         Любые радиотехнические средства, предназначенные для обеспечения полетов, подлежат так называемому «облету» специальными самолетами-лабораториями, когда в реальных условиях проверяется их работоспособность и точность выдаваемых навигационных параметров. А для посадочного комплекса точность требовалась такая, чтобы «подхватив» корабль на дальности 550 километров и высоте его полета 50 километров, при скорости более чем в 10 раз превышающей скорость звука, привести его за время чуть более 20 минут на полосу с точностью до нескольких метров, готовым к нормальной посадке. И посадить в любую погоду! При этом какие-либо ошибки или сбои в работе системы недопустимы. Для этого с декабря 1985 года на протяжении почти 3-х лет в байконурском небе работали летающие лаборатории Ту-134БВ, Ту-134А, Ил-14, Ан-26 по облету как штатных радиотехнических средств аэродрома "Юбилейный" так и средств системы автоматической посадки. Строился посадочный комплекс, шел монтаж и настройка оборудования, и над этой огромной стройплощадкой регулярно проносились на малой высоте самолеты, выполнившие около 400 испытательных полетов. В октябре 1986 года готовность бетона полосы проверил специальный самолет-лаборатория Ту-154, за штурвалом которого находился Игорь Петрович Волк – командир отряда летчиков-испытателей, готовившихся к полетам на орбитальных кораблях. Аэродром „Юбилейный” стал одним из лучших в СССР по своему оснащению, что позволило в мае 1987 года принять „литерные” рейсы с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым и другими руководителями государства.
 



Самолет Ту-54Б борт.№ 85083
- летающая  лаборатория, на которой проводились испытания системы управления ОК Буран в условиях реального полета на атмосферном участке, совершает посадку на ВПП посадочного комплекса ПК ОК. Лето 1988 г.

           Через 8 лет после начала строительства, работы по обеспечению автоматической посадки вступили в завершающую стадию. Самое интересное началось, когда летом 1987 года для комплексных испытаний на посадочный комплекс прибыли самолет-аналог орбитального корабля - летающая лаборатория, созданная на базе пассажирского лайнера Ту-154, и самолет-имитатор МиГ-25.  Надо было видеть, как лайнер вместо привычного плавного захода на посадку "падал камнем", резко снижаясь по крутой глиссаде с 11000 м. Дальний привод самолет проходил на высоте 1200 м (обычно - 200м), выравнивание начиналось в 2 км от торца ВПП на высоте 400 м, при этом перегрузка достигала 2,5 единиц, и через мгновение шасси касались бетона! Зрелище не для слабонервных… Особенно, когда задания выполнялись в паре с МиГ-25. 28 декабря 1987года впервые была выполнена полностью автоматическая посадка аналога орбитального корабля по его штатной предпосадочной траектории. До полета «Бурана» оставалось менее года. Его аналог выполнил более 60 полетов, доводя до безукоризненного состояния автоматику посадки… В мае 1988 года председателем Госкомиссии летчиком-космонавтом генерал-лейтенантом Титовым Г.С. подписан Акт о приеме в эксплуатацию посадочного комплекса орбитального корабля.
 
 

15 ноября 1988 года. После двухвиткового полета по орбите вокруг Земли космический корабль "Буран"
транспортной космической системы "Энергия-Буран" осуществил автоматическую посадку на
ВПП аэродрома "Юбилейный" посадочного комплекса ПК ОК космодрома "Байконур"!   Фотоснимки Сергея Грачева

 
 



Буран вернулся на Байконур после
космического полета 15 ноября 1988 года.

 


Шасси Бурана коснулись посадочной полосы, открываются тормозные парашюты

 


Триумфальное завершение полета ОК "Буран"!
15 ноября 1988 г.

 

         А потом – незабываемый «буранный» день 15 ноября 1988 года. Кадры кинохроники запечатлели людей возле вернувшегося из космоса орбитального корабля-самолета «Буран». У многих, в том числе - главных конструкторов «ракетного» НПО «Энергия» Б.И. Губанова и Ю.П. Семенова – удивленные лица и только один Г.Е. Лозино-Лозинский широко улыбается. До последнего момента были сомнения в возможности благополучной посадки, но пожалуй только он один, как никто другой, верил и, главное, знал, что все будет нормально. Потому что к этому полету он шел всю свою жизнь.

   

 


Штатный руководитель полетов в
/ч 03079
(ПК ОК космодрома Байконур),

Помощник Старшего Руководителя полетов
Региональной группы управления полетом
(15 ноября 1988 г)

                 Грачев Сергей Иванович

E-mail:  serggrachev@mail.ru
             s_grachev@ukr.net


Декабрь 2009 г., город Киев, Украина

 

<<  Автор статьи
        
Штатный руководитель полетов в/ч 03079 Минобороны СССР
         Сергей Иванович ГРАЧЕВ
         н
а стартовом командном пункте СКП-60 ПК ОК.
         Космодром Байконур, весна 1988.
 

Фотоснимки из личного архива С.И.Грачева

Сергей Грачев