--Гостевая книга--


 
 
 
    Сообщение публикуется после просмотра администратором сайта

Гостевая книга создана 14 марта 2011 г.

 
 
16 марта 2011 в 20:29, Каденко В.В., vkadenko@yandex.ru
Дорогой Виктор Иванович! Получил Ваше сообщение о создании новых страниц и Гостевой книги на Вашем сайте. Это очень своевременно, особенно в связи с наступающим Юбилеем полёта Ю.А. Гагарина. Успехов Вам и всего наилучшего!
16 марта 2011 в 21:26, Богдан Л.М., bogdanlm@rambler.ru
Спасибо, Виктор! Молодец, Славик! Давно пора - хотя бы узнаем, читают ли нас.
18 марта 2011 в 13:35, Аллочка., logotrainer@mtu-net.ru
Администратору сайта. Очень рада была посмотреть этот замечательный сайт. Большое всем Вам спасибо, что не забываете того, чем нужно гордиться. Спасибо за Ваш вклад в эту программу по освоению космоса. Я горжусь, что знакома с тобой.
26 марта 2011               Храмов О.Н. для Студнева В.В.

11 апреля 2011 в 16:52, Каденко Владимир, vkadenko@yandex.ru
Дорогой Виктор Иванович!
Спасибо за поздравление с днем 12 апреля (Теперь - День первого полета человека в космос), жаль только, что теперь из названия праздника исчезло слово "Авиация" (ведь до этого это был праздник "Авиации и космонавтики").
Космоса без авиации нет, мы с Вами работой над "Спиралью" и "Бураном" объединили их в одно целое.
Ваша работа над сайтом является продолжением нашей прошлой работы, т.к. сохранение памяти - это платформа для следующего шага вперед, людям будет от чего оттолкнуться при следующем старте. Так что все еще у нас с Вами впереди!
Большой привет и поздравления всем Вашим коллегам и авторам.
Обнимаю. Ваш В.В.К.
11 апреля 2011 в 18:23, Сергей Грачев, serggrachev@mail.ru
Уважаемый Виктор Иванович!
Юбилейную страницу сайта посмотрел. Спасибо Вам большое за прекрасную, емкую и очень соответствующую моменту подборку материалов!
С наступающим праздником Вас! Передавайте поздравление и наилучшие пожелания Владиславу Васильевичу, всем авторам персональных страничек и всем, причастным к нашим делам!
С уважением, Сергей Грачев.
11 апреля 2011 в 19:32,  Леонид Богдан,  bogdanlm@rambler.ru
Дорогие друзья, коллеги! С праздником вас! Мы заслужили этот праздник своим беззаветным трудом, когда на первом месте были не деньги, а удовлетворение от грамотно выполненной работы, - и это не для красного словца.
Здоровья всем нам. Ура-а-а-а!
Ведущий конструктор темы "Буран" Леонид Богдан.
12 апреля 2011 в 10:39,  Сергей Грачев,  serggrach @mail.ru
50 лет назад Гагарин сказал "ПОЕХАЛИ!" В 1993 году, при пуске УРКТС, могло прозвучать "ПОЛЕТЕЛИ!" Но после посадки "Бурана" некоторые деятели сказали "Приехали..."
Теперь говорят - "Проехали..." Поэтому мы до сих пор ЕЗДИМ...
И, тем не менее, - с ПРАЗДНИКОМ! ПОЛЕТЕЛИ!!!!
12 апреля 2011 в 23:51,  Виталий,  volfram@ukr.net  
Здравствуйте, нашел на вашем сайте своего дедушку, полковника Николая Михайловича Шумилина. Вы можете мне на почту прислать фотографии со встречи в Москве в хорошем качестве, хочу сделать приятное к дню рождения. Может есть какие то еще фотографии. Почта volfram@ukr.net  Спасибо.
 
  Здравствуйте, Виталий!

Только что получил Ваше сообщение в Гостевую книгу сайта http://buran.starjet.ru
Фотографии Вашего дедушки полковника Николая Михайловича Шумилина обязательно вышлю!
Спасибо, что обратились на сайт. Пожалуйста, сообщите дату рождения Николая Михайловича.
Сейчас в Москве ночь - 0 час 35 мин. Иду спать.

С наилучшими пожеланиями  Администратор сайта Виктор Коротченко.
P,S.
Фотоснимки (15 шт.), которые просил внук полковника Шумилина Н.М., высланы 13.04.2011 г. в 12
:15.
19 мая 2011 в 11-25,   Штейнберг Александр shteinberg@aol.com  
Господину Владиславу Васильевичу Студневу
от профессора Александра Семеновича Штейнберга

Глубокоуважаемый Владислав Васильевич!

Я с огромным интересом прочел Вашу замечательную статью об истории создания "Бурана". Мне посчастливилось принять участие в недолгой, но очень интенсивной работе, связанной с проблемами обеспечения взрывобезопасной эксплуатации "Бурана". Я хочу обратиться к Вам с просьбой помочь мне установить связь с Виктором Ивановичем Саенко, с которым я вел эти исследования.

Работая сперва в Ленинграде в Институте Прикладной Химии (ГИПХ), а потом, после переезда по приглашению директора Института Химической Физики АН СССР академика Николая Семенова в Черноголовку, я продолжал исследования процессов горения и взрыва самых разнообразных "энергетических материалов" - взрывчатых веществ, а также порохов и ракетных топлив - твердых и жидких.

Еще в ГИПХе я исследовал взрывчатые свойства гидразина в том числе по договору с "Молнией" применительно к "Вспомогательной силовой установке" (ВСУ) для "Бурана". Когда в начале 80-х годов ВСУ стали испытывать в Тушино в составе реальной конструкции "Бурана", начались взрывы. Они возникали через короткое время после прекращения подачи гидразина в каталитический пакет ВСУ. Меня, уже работавшего в это время в Черноголовке, вызвали к Глебу Евгеньевичу, и он попросил меня срочно помочь разобраться в причинах взрывов. Тогда я и встретился впервые с Виктором Ивановичем и его сотрудниками. Познакомившись с чертежами крепления ВСУ в "Буране", и обсудив с Виктором Ивановичем технические вопросы, я принял активное участие в составлении программы целевых испытаний и их проведении. Они были осуществлены под Москвой и в результате удалось установить со 100% надежностью, почему ВСУ не взрывалась на стенде в ГИПХе и стала взрываться, будучи установлена на "Буран". После этого нам с Виктором Ивановичем было несложно сформулировать рекомендации по внесению исключающего взрывы очень простого изменения в конструкции "огневого днища" каталитического реактора ВСУ. Испытания подтвердили корректность выводов исследования и надежность предложенных изменений конструкции ВСУ. Позднее и после вошедшего в историю блистательного беспилотного полета "Бурана" у нас сохранились очень хорошие отношения с Виктором Ивановичем. По его инициативе и решению Глеба Евгеньевича я был за результаты указанной работы премирован. Позднее связь с Виктором Ивановичем прервалась, но я всегда вспоминал и о нашей работе и о самом Викторе Ивановиче с большой теплотой.

В 2006 г. в издательстве Физматлит (Москва) вышла моя монография, перевод которой на английский язык в 2008г. выпустило издательство Springer (Heidelberg - New York). В файлах, приложенных к письму, есть информация об этих книгах.

Глубокоуважаемый Владислав Васильевич!

Я так подробно описал свою работу с Виктором Ивановичем чтобы объяснить причину моего большого желания установить с ним контакт. Не так давно я видел интересное выступление В.И.Саенко по ТВ и буду Вам очень признателен за передачу ему моего электронного адреса. shteinberg@aol.com

Если у Вас есть телефон В.И. буду Вам очень признателен за его сообщение - мне пока не удалось его узнать.

Желаю Вам доброго здоровья и больших творческих успехов.

С глубоким уважением,
                    Александр Штейнберг
 
  20 мая 2011 в 12:17, Студнев Владислав

Уважаемый Александр Семёнович!

Передаю Вам привет и наилучшие пожелания от Виктора Ивановича Саенко!
Его контактный телефон - 8-916-645-75-22 моб.

Сейчас он на даче и связь по эл.почте отсутствует.

С Уважением Владислав В. Студнев.
20 мая 2011 в 12:55, Штейнберг Александр

Глубокоуважаемый Владислав Васильевич!

Очень тронут Вашим вниманием и оперативным ответом. Большое спасибо!

С глубоким уважением,

            Ваш Александр С. Штейнберг
23 мая 2011 в 13:25,   Харенжев Владимир,  harenjev@family-room.ru  

Уважаемый Владислав Васильевич!

Прочел вашу статью «МРИЯ» для «БУРАНА». Самолёт Ан-225 – первая ступень воздушного старта МАКСа

Увидел знакомые лица на фото и фамилии: Говоренко Станислав Николаевич и Говоренко Инесса Михайловна.
Они ранее работали вместе и дружили с моими родителями: Харенжевы Николай Семенович и Нина Георгиевна (город Мирный Архангельской области (космодром Плесецк).
После развала СССР контакты с Говоренко были утрачены (телефоны изменились, невозможно было дозвониться и узнать не у кого).

Хотел спросить у вас, уважаемый Владислав Васильевич, может вы знаете где сейчас Говоренко Станислав, Инесса, их дочь Аннушка.

Общаетесь ли с ними? Мои родители очень хотят узнать где Говоренко и как они.

Прошу не счесть за бестактность, мои родители уже пожилые люди – папе 71 год, маме 69 лет. Они очень хотели узнать как сложилась судьба у Говоренко. Если они живы еще, то пообщаться.

Прошу передать им большой привет от Харенжевых Николая и Нины из Мирного (Плесецка).

С уважением.
               Харенжев Владимир Николаевич.
 
  23 мая 2011 в 9:38, Студнев Владислав

Уважаемый Владимир!

Семью Говоренко будучи на "Байконуре" знал лично - это прекрасные и душевные люди.
Адрес нашёл их хороший друг полковник Анатолий Андреевич Усик, с которым мы дружим до сих пор.

                Украина, г. Харьков, ул.. Продольная дом 3, кв.12. Тел. 44-62-90 дом.

Если удастся с ними связаться - передайте от нас большой привет!
Спасибо, что смотрите наш сайт!

С Уважением
             Владислав В. Студнев

24 мая 2011 в 07:54, Харенжев Владимир

Спасибо Вам большое, Владислав Васильевич!

Обязательно передам большой привет. Мои родители будут очень рады.

Мне очень интересно тематика вашего сайта. Я сам окончил Харьковское ВВКИУ РВ радиотехнический факультет, служил в ОКИК (командно-измерительный комплекс). Поэтому все что связано с космосом, мне близкое и родное.

С уважением.
                          Харенжев Владимир.
22 июля 2011 в 21:52,  Ремизов В.Д.,  remiz2010@yandex.ru  

Вот это да! Вот это ДА! Оказывается про БУРАН ничто не забыто и никто не забыт. Лет 5-6 назад была коротенькая справочка, а сейчас читаешь, смотришь и получаешь удовольствие от того что не зря прожил 15 лет на программах
БОР-БУРАН-ДЕВЯТКА, тем более что 2,5 года в Тюратаме, а до этого 2 года - ГЛИ Жуковский. В. Ремизов
 
  29 июля 2011 в 0:07,Коротченко Виктор

Уважаемый участник работ по программе "Энергия-Буран" Ремизов В.Д.!

Благодарю Вас за сообщение в гостевую книгу и высокую оценку материалов сайта http://buran.starjet.ru, который создан такими же как Вы разработчиками и испытателями рекетно-космической техники Советского Союза.

На сайте размещено 12 персональных страничек, 13-я (автор М.Б. Паперно, 12 НИУ космодрома Байконур Минобороны СССР) - в стадии оформления.

Интересно было бы услышать (прочитать) Ваши воспоминания о работах по темам "БОР-БУРАН-ДЕВЯТКА". Проходит время (десятилетия!), стираются в памяти детали событий и имена участников, уходят из жизни выдающиеся специалисты и прекрасные люди. Но если сохранился хотя бы один эпизод, фотоснимок товарища по работе - пишите, присылайте для размещения на сайте в любом виде (рукопись, печатный материал, копия документа, фото, компьютерный файл).

Только так, по крупицам, мы вместе сможем сохранить историю выдающегося достижения советского народа - создания, запуска и посадки многоразового орбитального корабля "Буран".

Сочту за честь открыть на сайте http://buran.starjet.ru Вашу персональную страничку. Материалы странички можно будет изменять, дополнять, помещать новые статьи. Иногда правки делаются просто по телефонному звонку.

С искренним уважением
             Виктор Иванович Коротченко - администратор сайта.

Мой почтовый ящик e-mail:  pion@orc.ru
Тел. +7-916-515-34-46, г. Москва, Россия
12 августа 2011 в 15:50,  Ремизов В.Д.,  remiz2010v@yandex.ru  

Владислав Васильевич, здравия желаю!

Поздравляю  ВАС от всей души с праздником,  днём ВВС, по той простой причине,  что и  на нашем БУРАНЕ были крылья со звёздами.

       C уважением Ремизов Владимир.

 
  13 августа 2011 в 15:03, Студнев Владислав, vladislav-studnev@yandex.ru

Уважаемый Владимир Ремизов!

Спасибо за поздравления с праздником! Примите и наши поздравления и наилучшие пожелания!
Мы помним и ценим Ваш весомый вклад в создание советского орбитального корабля "Буран" под руководством нашего Генерального Конструктора Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

Спасибо Вам за постоянный интерес к сайту - персональная страничка Владимира Ремизова ждёт своего автора!
        
    С Уважением Владислав В.Студнев
24 сентября 2011 в 04:16,  Владислав Борисов,  Bori.68mail.ru  

Я служил на Байконуре с Александром Бохан в в\ч 11284М
 
  24 сентября 2011 в 16:34, Виктор Коротченко, pion@orc.ru

Уважаемый Владислав Борисов!

Спасибо за сообщение, оставленное в Гостевой книге сайта. Пожалуйста, уточните адрес вашей электронной почты. С уважением Администратор сайта В. Коротченко
24 сентября 2011 в 04:20Александр Бердичевский Bori.68mail.ru  

Я служил на Байконуре с Александром Бохан в в\ч 11284М
 
  24 сентября 2011 в 17:27, Виктор Коротченко, pion@orc.ru

Уважаемый Александр Бердичевский!

Спасибо за сообщение, оставленное в Гостевой книге сайта. Пожалуйста, уточните адрес вашей электронной почты. С уважением Администратор сайта В. Коротченко
18 октября 2011 в 13:02,  Александр Семенович Штейнберг,  shteinberg@aol.com  

Я говорил с Виктором Ивановичем Саенко и был рад узнать, что он хорошо помнит нашу совместную работу по выяснению причин взрывов во ВСУ (вспомогательной силовой установке) после того, как ее, хорошо работавшую на стенде в ГИПХе (Ленинград), установили на "Буран". Работа была проведена в сжатые сроки и наши рекомендации по изменению конструкции форсуночной плиты каталитического генератора, работавшего на гидразине, себя полностью оправдали.

По договоренности с Виктором Ивановичем я готовлю для памяти описание этой работы.

Хочу здесь для тех, кто помнит замечательный проект "Спираль", сообщить, что мне довелось познакомиться с другим замечательным проектом, во многом подобным "Спирали", но имеющим более несравненно более счастливую судьбу, хотя и реализуемым на несколько десятков лет позднее. Речь идет о космическом самолете для туристов. Первый совсем маленький самолетик "Space Ship - One" (US) слетал в 2004 году. А второй, т.е. основной самолет "Space Ship - Two" должен полететь в конце нынешнего года.. Создатель самолета - знаменитый авиационный конструктор Burt Rutan создал его по новой схеме со стартом с большого самолета, т.е. аналогично идее "Спирали". В конце июня 2007г. в процессе испытаний гибридного двигателя космического самолета "Space Ship - Two" произошел взрыв и погибли трое человек. Зная мои работы по горению и взрыву энергетических материалов, Rutan попросил меня принять участие в комиссии, изучавшей эту трагедию. Работа была сложной и длилась около года. Мне удалось установить причину взрыва, о чем руководители компании "Scaled Composites", создавшей оба самолета (большой стартовый и маленький космический) в мае 2011 г. прислали официальное заключение, в котором выразили мне глубокую признательность.

Работая в основном не с авиаторами, а с ракетчиками, я не знал о "Спирали" и был поражен, когда узнал, что авторы этого проекта на несколько (!) десятилетий опередили своих зарубежных коллег в идейном и инженерном отношениях. И как жалко, что и проект этот зажали трусы и бюрократы и конечно особенно жалко, что и "Бурану" они позволили слетать лишь один раз. Надо беречь память о замечательных творцах и "Спирали" и "Бурана".

                                                                           Профессор Александр Семенович Штейнберг
 
23 октября 2011 в 14:25,  Павел Олегович Егорьев penergas@mtu-net.ru

Добрый день, уважаемый Виктор Иванович!

Искренне благодарю Вас за создание такого интересного сайта.
Желаю Вам успехов в Вашем таком нужном историческом служении.

С уважением,             Павел Егорьев
3 декабря 2011 в 18:19 , Виктор Топильский,  csvbt1@mail.ru

Виктор!

Спасибо за создание замечательного сайта-памятника "Бурану" и людям его создававшим.
Случайно набрел на этот сайт, хотя ранее читал самый первый материал.
Постараюсь в новом семестре организовать просмотр фрагментов студентами.
Местами хочется просто плакать,,,, Мы смотрели вместе с Татьяной.
Привет Ларисе, здоровья и успехов.
                                                                      Топильский Виктор.
 
  3 декабря 2011 в 23:55, Виктор Коротченко, pion@orc.ru

Виктор!

Спасибо за высокую оценку сайта.
Готовим к публикации новые странички о замечательных людях, специалистах высочайшего класса, которые создавали и испытывали советскую авиационную и авиационно-космическую технику мирового уровня. Их мало кто знал, но их делами гордилась вся наша страна СССР.

У вас с Татьяной сейчас трудное время. Держитесь,
                                                                              Виктор и Лариса Коротченко.
8 января 2012, 20:38 , Владимир Олегович Лапин,  voldemar777@mail.ru

Здравствуйте.
Я сын п/п-ка Лапина О.Ф. Отец передаёт всем привет, кто его помнит. Он очень бы хотел почитать книгу полковника Ю.В.Иванченко "России прерванный полет". Помогите, достать в электронном виде или саму книгу.
Где можно её достать?
                                                                               Лапин Владимир Олегович.
 
  12 января 2012 в 13:32, Виктор Коротченко, pion@orc.ru

Здравствуйте, Владимир Олегович.

Благодарю Вас за сообщение, оставленное на сайте "Орбитальный корабль "Буран". Рождение и гибель. Что дальше?". Я связался по телефону с автором книги "России прерванный полет" Юрием Васильевичем Иванченко. Он хорошо помнит Вашего отца, подполковника Лапина Олега Федоровича, и просил передать ему большой привет и наилучшие пожелания. Получить книгу "России прерванный полет" Вы можете непосредственно от автора. Пожалуйста, позвоните ему по телефону (г. Москва).

                                        Администратор сайта http://buran.starjet.ru        Виктор Коротченко

13 мая 2014 ,  Александр Семенович Штейнберг,  ashteinberg@gmail.com  

О моей успешной работе по установлению причин взрывов в каталитической силовой установке для «Бурана» я кратко рассказал ранее в «Гостевой книге».
Эту работу делал в тесном контакте с В.И. Саенко, который в разговоре со мной подтвердил, что помнит меня и ту работу отлично.

Ниже я добавил отрывок из воспоминаний генерала В.Иванова о моей более ранней работе по установлению причины тяжелейшей катастрофы 18 марта 1980 г. на космодроме Плесецк когда сгорело 48 человек при подготовке к старту ракеты – «семерки». Я продолжаю работать в области физики и химии, а также горения и взрывчатых свойств ракетных топлив.

Проф. д.ф.- м.н. Александр Штейнберг

Ракетная катастрофа на космодроме Плесецк (из воспоминаний Начальника Космодрома «Плесецк» генерала В.И.Иванова)

Так уж случилось по жизни, что меня, как и ряд других моих товарищей, которые проходили службу в 48-й ОИИЧ, пригласили на празднование 50-летнего юбилея нашей части, которое проходило с 16 по 19 марта 2010 года на знаменитом космодроме Байконур, как месте нашей испытательной службы.
Это была третья по счету в СССР ОИИЧ, которая вслед за ОИИЧ Плесецка (командиры - полковник Михеев и подполковник Тарасов), встала на боевое дежурство. Все эти части были вооружены боевыми межконтинентальными ракетами 8К71 (Р-7) конструкции С. Королева, которые по дальности полета достигали территории США.
В ОИИЧ Тарасова в то время проходил службу в воинском звании «лейтенант» выпускник минно-торпедного факультета (выпуск 1958 г.) Каспийского высшего военно-морского училища Владимир Иванов, ставший в конце 90-х гг. ХХ века первым Командующим Космическими силами России.
В 1980 году генерал-майор В. Иванов был начальником Северного полигона-космодрома Плесецк, когда на 43-й стартовой площадке Плесецка случился пожар с последующим взрывом ракеты «Союз-2М» и гибелью 48 человек, а еще 42 получили тяжелые и средние ранения и увечья.
Владимир Леонтьевич Иванов, в марте 2010 года находился на Байконуре по служебным делам, как заместитель генерального директора Государственного космического научно-производственного центра им. М. Хруничева. И день 18 марта 2010 года пришелся на время его пребывания на космодроме. В. Иванов заказал в церкви святого Георгия Победоносца на 18 марта 1960 года поминальную службу по погибшим своим товарищам в той страшной мартовской катастрофе 1980 года.
На ней и на поминальном обеде присутствовали ветераны космодрома Байконур из 48-й ОИИЧ, которые помянули, по старому русскому обычаю, своих погибших коллег-военных испытателей космодрома Плесецк.
А затем мы услышали из уст В. Иванова страшные, даже для нас, подробности той катастрофы, которая по числу погибших и раненых была несколько меньшей ракетной катастрофы ХХ века на 41-й стартовой площадке Байконура.
На его воспоминаниях и будет основан мой рассказ о той страшной мартовской трагедии 1980 года.

Воспоминания о катастрофе 18 марта 1980 года начальника космодрома Плесецк Владимира Иванова

Рабочие будни любого командира на космодроме, включая и начальника космодрома, в частности речь пойдет о Плесецке, состоят из множества дел, не всегда напрямую связанных с испытаниями ракетно-космической техники.
В этот весенний день 18 марта 1980 года с учетом времени пуска ракеты конструкции С. Королева 8К78 («Союз-2М»), которая должна была выводить на околоземные орбиты один из космических аппаратов, я проводил партийно-хозяйственный актив.
Согласно боевому расписанию начальник космодрома должен быть на стартовой позиции не меньше, чем за час до пуска ракеты. Время у меня еще было, чтобы прибыть на 43-ю стартовую позицию к указанному времени. И тут раздался звонок. Я поднял трубку и принял доклад о том, что на старте 43-й площадки произошел взрыв ракеты с разрушением старта и гибелью боевого расчета.
На 43-ю площадку машина буквально летела, до которой доехал за полчаса. По прибытии на стартовую площадку я получил первый доклад начальника аварийно-спасательной группы майора А. Кириллова, что в 19 час. 01 мин. ракету осветила ослепительная вспышка, и весь стартовый комплекс накрыло огнем. После чего, примерно, в течение 30 сек. последовала серия мощных взрывов, которые на глазах разрушили всю ракету.
Смесь, состоящая из 179 т жидкого кислорода и 73 т керосина Т-1, превратила огромный стартовый комплекс в пылающий ад. В жидком кислороде горел и плавился металл ферм обслуживания и кабины обслуживания, находящейся под ракетой.
На мостках ферм и в кабине обслуживания находилось 140 человек боевого расчета ОИИЧ, офицеров научно-испытательного управления и небольшое число представителей промышленности.

Прибывшие на место катастрофы аварийно-спасательные группы и отдельные пожарные расчеты приступили к тушению пожара и оказанию помощи обожженным, раненным и контуженым номерам боевого расчета.

Как оказалось впоследствии, 48 человек погибли в пламени и от взрывов ракетных блоков в стартовой системе и 42 человека получили ожоги, ранения и тяжелые контузии.
Мой товарищ по Каспийскому Высшему военно-морскому училищу Юрий Галиченко получил тяжелое ранение ноги и продолжал ее лечение до конца дней своих.

Спустя 5 часов в Плесецк прибыла государственная комиссия по расследования причин катастрофы.
В ее состав входили:
председатель комиссии - заместитель председателя Совета Министров СССР Леонид Смирнов,
министр общего машиностроения Сергей Афанасьев,
заместитель МО СССР по вооружению генерал-полковник Н. Алексеев,
Главком РВСН маршал артиллерии Владимир Толубко,
начальник ГУКоС генерал-полковник Александр Максимов,
начальник управления Генштаба генерал-полковник Ф. Чернявский,
генеральные конструкторы ракетно-космической техники Дмитрий Козлов, Валентин Глушко, Владимир Бармин
и многие другие ученые и специалисты в области ракетно-космической области.

Комиссия установила, что первыми были заправлены баки горючего (керосина). А затем, в 18 час. 05 мин. началась заправка окислителем (жидким кислородом). Заправка кислородом один раз приостанавливалась из-за появившейся течи кислорода в стыке наполнительного соединения и заправочного клапана третьего ракетного блока - блока «И».
Такие течи кислорода имели место и ранее из-за того, что так и не удалось добиться герметичности этого узла.

Существует у ракетчиков неофициальный и неразрешенный прием устранения подобной течи, когда чистая ветошь (тряпка) увлажнялась водой и набрасывалась на место течи. Поскольку переохлажденный жидкий кислород, которым и заправляли кислородные баки, имел температуры минус 184–185 градусов по Цельсию, то мокрая тряпка сразу же примерзала к месту течи, образовывая герметичное соединение.
И течь кислорода (это место было ранее видно по парению кислорода) постепенно прекращалась.

В 18 час. 20 мин. заправка кислородом возобновилась, и, к моменту окончания заправки кислородом блока «И» когда насосы перешли на малый расход (18 час. 57 мин.), визуально течь кислорода уже не наблюдалась.
Практически сразу же, примерно в 18 час. 57 мин. была оставшимися в живых испытателями отмечена вспышка в районе третьей ступени ракеты - блока «И».
А еще через 5–7 сек. взрыв произошел в подстартовом сооружении - ракетчики говорят, что взрыв произошел ниже нулевой отметки, от которой на стартовой позиции идет отсчет расстояния. Вспыхнувший сразу же вслед за этими взрывами пожар охватил всю огромную ракету 8К78.

Ракета, по словам уцелевших при взрывах и пожарах очевидцев катастрофы, кто уцелел в этом аду, разрушилась, на глазах ракетчиков, практически молниеносно.
Никто из членов боевого расчета, а все они находились на шлемофонной связи, кроме капитана Александра Кукушкина, не успел сказать ни одного слова или подать команды.
А. Кукушкин успел прокричать слова команды оператору стойки системы управления ракеты, который находился в пусковом бункере – «Снять напряжение с борта!».
Но снимать напряжение с борта ракеты уже не потребовалось - она превратилась в пылающую груду обломков...

К чести офицеров, которые не попали под взрывы и пламя, вели они себя в высшей степени достойно и профессионально, помогая выйти из очага пожара обгоревшим и раненным, невзирая на огромные языки сплошного пламени и дым.

Настоящие чудеса храбрости и глубокое знание техники проявили подполковник Анатолий Касюк и прапорщик Николай Рябов с двумя солдатами, которые остались безымянными.
Эта четверка храбрецов на горящем старте отстыковала заправочные шланги-коммуникации, ведущие от железнодорожных цистерн-заправщиков к горящей ракете, а затем, убрав с рельсов тормозные башмаки, руками и плечами столкнули со стартовой позиции эти цистерны-заправщики с остатками компонентов ракетного топлива.

Комиссия так и не установила время первого и второго взрывов на стартовой позиции 43-й площадки.
Те, кто мог точно указать на это время, погибли в огне и при взрыве. Как показали последующие события, комиссия выдвинула несколько версий, но подтвердить эти версии фактами и найденными вещественными доказательствами тогда не удалось.
В конечном итоге госкомиссия пришла к выводу о виновности боевого расчета ОИИЧ и контролирующих их действия офицеров научно-испытательного управления в случившейся ракетной катастрофе.

Несмотря на мое мнение, как начальника космодрома Плесецк, что боевой расчет не виноват и действовал строго по инструкциям, комиссия оставила выводы о виновности военных без изменения.
На чем основывалась высокая комиссия? Не на установленных фактах, к сожалению, а на том предположении, что причиной катастрофы стал взрыв с воспламенением пропитанной кислородом тряпки или куска ветоши в результате несанкционированных действий одного из номеров расчета.

На многих офицеров были наложены строгие взыскания, трое из них были уволены с военной службы.
Мне, учитывая кратковременное пребывание в должности начальника полигона, и прежнюю службу был объявлен строгий выговор от ЦК КПСС и Совмина.

Самое тяжелое взыскание наложила на меня жизнь, когда приехали родственники погибших, и многим из них мы не могли предъявить для опознания тела или даже фрагменты тел погибших - они сгорели.
Никогда не забуду, как дед одного из сгоревших солдат (больше у этого солдата никого из родных не было), прошедший всю войну и потерявший в бою руку, награжденный орденом Славы и многими орденами, просил-требовал у меня: «Ну, дай ты мне, генерал, хоть ухо, чтобы я мог его похоронить...»
Многое забывается, но такое я забыть не смогу никогда...

Однако время расставило все по местам и рассудило степень вины каждого в этой случившейся катастрофе.
23 июля 1981 года при проведении заправки аналогичной ракеты из той же партии ракет производства завода «Прогресс» (тогда г. Куйбышев, ныне вновь г. Самара) в ОИИЧ полковника И. Климова был обнаружен номером боевого расчета резкий нагрев заправочных магистралей перекиси водорода в виде оголовка, похожего на пожарный брандспойт, снабженный заправочным фильтром в виде чулка из тонко связанной нержавеющей сетки.

Начальник расчета старший лейтенант Константин Меняев, доложив по команде об этом факте, ни секунды не медля, дал команду дренажировать перекись водорода в огневой лоток.
И спас ракету и старт, а главное, людей от неминуемой катастрофы, аналогичной катастрофе 18 марта 1980 года.

Знал ли Меняев, что его ожидало, если бы его действия признали бы ошибочными и нанесшими огромный материальный ущерб, не говоря об ущербе политическом - ведь тогда запускали космический аппарат «Болгария 1300». Думаю, что знал, но решения своего менять не стал.

Был ли поощрен за ум и решительные действия Меняев? Скорее всего, нет. Ибо объявленная благодарность или награждение скудной денежной премией в таком случае для профессионала-ракетчика, как по мне, носила бы оскорбительный характер для офицера в таком серьезном воинском звании для полигонов-космодромов, как «старший лейтенант».
Извинились ли перед офицерами, которых незаслуженно обвинили во всех смертных грехах и уволили с воинской службы, как косвенных виновников той страшной мартовской трагедии 1980 года и возместили ли им моральный и материальный ущерб? Вряд ли.

А исследовал причины той мартовской катастрофы 1980 года в июле–августе 1981 года Главный научный сотрудник Института химической физики им. Н. Н. Семенова РАН, доктор математических наук, профессор Александр Штейнберг, немедленно запросивший по ВЧ-связи с космодрома Плесецк срочно прислать ему заправочные детали - резиновый шланг, брандспойт, и фильтр.
Вместе с группой своих опытных сотрудников Л. Володиной, Л. Широковой, С. Амелькович и С. Добычина он установил тот факт, что вместо пищевого олова в качестве припоя был использован «третник» - радиоприпой, содержащий 40% свинца.

Свинец - это тот материал, который категорически запрещен в конструкциях, в которых используется перекись водорода. При контакте свинца и перекиси водорода образуется окись свинца, которая и является сильнейшим катализатором для перекиси водорода в виде ее немедленного разложения с неизбежным взрывом в конце этого процесса.

Фильтры производил завод им. Фрунзе в Сумах, который и использовал хорошо паяющий припой ПОС-40 при пайке фильтра вместо пищевого олова, которое трудно паялось, но не содержало свинца.

В свое время я выполнял обязанности начальника группы заправки космических кораблей и аппаратов, орбитальных станций на заправочной станции 11Г131 на космодроме Байконур.
Мне не дадут соврать мои коллеги-заправщики, что когда мы обучали по классической схеме своих подчиненных, как и с некоторым отступлением от классики обучения, то особое внимание обращали на крайне опасные физико-химические свойства агрессивных компонентов ракетного топлива и, особенно, перекиси водорода высокой концентрации.
Особенно это касалось солдат и сержантов, которым изо всех сил старались передать знания физико-химических свойств компонентов ракетной топлива, в том числе и перекиси высокой концентрации. Впрочем, как и в целом, азам заправочной работы.

Мы прибегали и к таким приемам обучения, когда показывали, как же физически происходит взаимодействие перекиси водорода и свинца.
При подготовке таких занятий в обязательном порядке писался приказ по части, в котором указывались и, безусловно, выполнялись строгие меры безопасности.
Заместитель начальника заправочной группы по испытаниям старший лейтенант Валерий Иванов наливал в ведро, сделанное из чистой нержавеющей стали и пропаянное пищевым оловом, небольшое количество перекиси водорода. И затем устанавливал его с тыльной стороны заправочного зала.
Солдат и сержантов, одетых в костюм заправщика КР-2 и имеющих при себе противогазы, размещали в специально вырытых окопах на безопасном расстоянии от проводимого места эксперимента.
А затем по команде привязанная к прочной нити свинцовая пломба по направляющей сбрасывалась с крыши заправочного зала в это ведро. Раздавался приличный силы взрыв, разрушающий ведро.
Все раз и навсегда понимали, что, как говорят заправщики, «перекись даже от косого взгляда разлагается», а не только от соприкосновения со свинцом.

В 1995 году после катастрофы 18 марта 1980 года, по поручению первого зампредседателя правительства России Олега Сосковца, было проведено дополнительное расследование причин той катастрофы.
Только тогда осмелились официально снять с военных испытателей чужую вину, хотя с августа 1981 года определенные должностные лица страны знали, что вины военных испытателей в той мартовской катастрофе 1980 года, не было и в помине.
Знали и молчали...



                                                                           Профессор Александр Семенович Штейнберг
 
 
 
 

--Гостевая книга--