StarJet

--Альберт Филиппов--

"На пути к посадочной полосе. А.Д. Филиппов", 2010 г.
"Байконур - город и космодром. Фотоснимки из домашнего архива". А.Д. Филиппов, 2010 г.

  На пути к посадочной полосе

      На Посадочном комплексе Орбитального корабля «Буран» космодрома «Байконур», головным разработчиком которого было НПО «Молния» Минавиапрома СССР, с нами работал большой коллектив наших коллег из ЛИИ им. М.М. Громова.

    
Но это были не только высококвалифицированные специалисты и ученые различных авиационных специальностей с большим профессиональным опытом. На ПК ОК, без права на ошибку, работала элита Авиационной промышленности и науки Союза, элита лётчиков-испытателей и штурманов.

     Возглавляли направления работ:

Манучаров Андрей Арсенович - Зам. Начальника ЛИИ, Генерал-майор авиации, Заслуженный летчик-испытатель CCCР, Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР;

Васин Валентин Петрович
- Начальник Летно-испытательного центра, Зам. начальника ЛИИ, Герой Советского Союза, Генерал-майор авиации, Заслуженный летчик-испытатель СССР;

Волк Игорь Петрович
– Начальник Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ на базе ЛИИ, созданного приказом № 7 Минавиапрома СССР в феврале 1987 года), Герой Советского Союза, полковник, Летчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР;

Филиппов Альберт Дмитриевич - Кандидат технических наук, Старший научный сотрудник, Начальник лаборатории ЛИИ.

     Альберт Дмитриевич Филиппов написал статью "На пути к посадочной полосе" в лиёвскую стенгазету «Стрела» об участии ЛИИ им. М.М. Громова в грандиозном свершении в СССР – посадки орбитального корабля впервые в мире с ОИСЗ в автоматическом и безмоторном режимах с заданной точностью, ещё в ноябре - декабре 1988 года, когда, наверное, плитки теплозащитного покрытия еще хранили тепло обузданной нами плазмы.

     Альберт Дмитриевич Филиппов один из тех скромнейших учёных, чье участие и личный вклад в исследование и отработку алгоритма предпосадочного маневрирования и посадки на завершающем атмосферном участке полета орбитального корабля «Буран» сделали возможным триумф 15 ноября 1988 года
   Директор Комплекса-Главный Конструктор
НПО «Молния» Минавиапрома СССР (до декабря 1998 г.)

Ответственный технический Руководитель
Посадочного комплекса Космодрома «Байконур»

                                        В.В. Студнев
 
От кого: Альберт Филиппов  <adfilip@rambler.ru>
Кому: Студнев Владислав <vstudnev@yandex.ru>
Написано: 11 декабря 2010 г., 10:39
Тема: Re: Предложение

      Дорогой мой Дружище Владислав! Я долго и мучительно соображал, как откликнуться
на твое предложение участвовать в наполнении сайта Коротченко по теме Бурана.
      И тут я натолкнулся на статью, написанную мной для Лиевской стенгазеты "Стрела" и
для местного радио в ноябре - декабре 1988 г. Я думаю, что ты можешь использовать эту статью,
а так же материалы юбилейного Сборника ЛИИ 2001 г. для объективной оценки роли
коллектива ЛИИ в эпопее Бурана на Вашем сайте.
      Статья и Фото - на прицепе.

      С уважением,       А.Д.Ф.
 
        
                                Филиппов Альберт Дмитриевич

Специалист в области исследований, испытаний, сертификации и эксплуатации наземных средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, кандидат технических наук, почетный радист СССР.

Родился в 1929 году. В 1949 году окончил Рижское авиационное училище спецслужб ГВФ.

В ЛИИ работает с 1956 г. после окончания Московского авиационного института.
С 1970 по 1990 г., в качестве руководителя служб связи и РТО полетов Летно-испытательного центра (ЛИЦ) и заместителя начальника комплексного отделения испытаний радиоэлектронных систем ЛИИ,

А.Д. Филиппов внес весомый вклад в дело оснащения аэродрома ЛИИ современными радиотехническими системами и в испытания пилотажно-навигационного оборудования и систем управления всех современных и перспективных летательных аппаратов наземного и корабельного базирования, включая воздушно-космические системы.

Принимал активное участие в создании и внедрении автоматизированных авиационно-ракетных комплексов перехвата воздушных целей «Воздух-1» и «Воздух-1-М», в испытаниях и внедрении единой государственной системы УВД, навигации и посадки гражданских самолетов «Полет», руководил испытаниями наземного комплекса управления полетом орбитального корабля (ОК) многоразовой космической системы (МКС) «Энергия-Буран» на аэродроме ЛИИ и посадочном комплексе орбитального корабля (ПК ОК) космодрома «Байконур».
В составе региональной группы управления полетом (РГУП) обеспечивал привод и посадку на ПК ОК орбитального корабля «Буран» 15 ноября 1988 года.

А.Д. Филиппов - автор 5 статей.
Принимал непосредственное участие в подготовке и проведении Мосаэрошоу-92 и всех последующих Международных
авиационно-космических салонов (1993-2001 г.г.).
Преподавал в ФАЛТ МФТИ, в МАИ, в Школе летчиков-испытателей МАП.
Награжден медалями.
 
          Биография А.Д. Филиппова опубликована в Энциклопедическом словаре «ХХ век. Авиастроение России в лицах», под ред. Баткова А.А. (Москва, Издательство МОО «Общество авиастроителей», 2005 г.), который посвящен лучшим представителям авиационной промышленности СССР. В книге представлена галерея портретов конструкторов, инженеров, ученых, летчиков-испытателей, глав крупных предприятий отрасли. Среди них заслуженное почетное место занимает биография  А.Д. Филиппова.    
 
15 ноября 1988 года в 9 часов 25 минут московского времени орбитальный корабль Буран, выполнив двухвитковый полет по орбите вокруг Земли, приземлился на посадочную полосу космодрома Байконур.

Из сообщения ТАСС от 15 ноября 1988 года

 

Это фото облетело весь мир. Орбитальный корабль "Буран" после возвращения из космического полета в автоматическом режиме приземляется на ВПП Посадочного комплекса советского космодрома Байконур. Высота - несколько метров. Скорость - посадочная. Посмотрите вперед по по полету Бурана. Видите белое пятно пятно на полосе? Это ромб, нарисованный белой краской - расчетная точка касания планеты Земля после двухвиткового орбитального полета!
 
        Но только через десять минут после посадки, после окончания ВСИ (так сокращенно именуется операция выключения систем изделия) руководитель региональной группы управления полетом (РГУП), Андрей Арсенович Манучаров поздравил боевой расчет посадочного комплекса и коллектив группы управления с большой победой отечественной авиационной и космической науки и техники, которая неотвратимо должна была привести и, в конце концов, привела к созданию воздушно-космического самолета Буран и блестящему осуществлению этого полета.
      Заслуженный летчик-испытатель СССР, заместитель начальника Летно-исследовательского института им. Громова М.М. Минавиапрома СССР (ЛИИ)  Андрей Арсенович Манучаров, поднимаясь со своего рабочего места в главном зале управления объединенного командно-диспетчерского пункта после завершения полета, не смог сдержать неожиданно выступивших слез на его лице. Ведь этому событию предшествовали десять лет напряженной и плодотворной работы по организации теоретических и экспериментальных летных исследований, проведенных в ЛИИ и на ряде других предприятий отрасли. К результатам этой работы следует отнести создание специальных летающих лабораторий для отработки систем управления и автоматической посадки орбитального корабля, создание мощного наземного комплекса, включающего в себя аналоги радиомаячных систем навигации и посадки, специальные средства внешнетраекторных и телеметрических измерений, средства сбора, обработки и отображения измерительной информации в реальном времени, организацию пункта управления летными экспериментами на базе современных средств информационно-вычислительной техники.
 
 
                              Манучаров Андрей Арсенович


     
Заслуженный летчик-испытатель СССР (8.07.1967), генерал-майор авиации (1967).

    Родился 25.05 (7.06).1917 г. в городе Харьков (Украина). Детство и юность провел в Москве. В 1934 окончил рабфак, поступил в Московский Авиационный институт. В 1937 окончил аэроклуб МАИ, оставлен летчиком-инструктором. В 1940 окончил Московский авиационный институт. Работал инженером-конструктором на авиазаводе №301 (город Химки Московской области) и в ОКБ МАИ.
В армии с июля 1941. Участник Великой Отечественной войны: в июле-июле 1931 – механик по авиавооружению 401-го истребительного авиационного полка (Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии.
В 1941 – 1944 – летчик-инструктор 6-го запасного авиационного полка (г. Рассказово Тамбовской области). В июле-октябре 1944 – помощник ведущего инженера ГК НИИ ВВС. В августе 1944 - феврале 1945 провел войсковые испытания Як-9К в 3-м истребительном авиационном корпусе (3-й и 1-й Белорусский фронты).
С октября 1944 по ноябрь 1948 – летчик-испытатель ГК НИИ ВВС (3-й отдел). Провел госиспытания Як-9УТ (1945), Як-9С (1945), участвовал в госиспытаниях Як-11, Як-15.
В ноябре 1948 по состоянию здоровья переведен на должность ведущего инженера, с сентября 1950 – заместитель начальника отделов ГК НИИ ВВС. С августа 1959 – 1-й заместитель начальника Управления испытаний. С ноября 1964 – начальник 1-го Управления ГК НИИ ВВС.
Одновременно с руководящей работой с августа 1959 по август 1975 занимался летно-испытательной работой в ГК НИИ ВВС. Принимал участие в гос испытаниях Су-15 (1964), Су-15УТ (1969), Су-17, Як-28П (1963-1964), МиГ-21БИС, МиГ-25, Ту-22М, Ту-134Ш и других самолетов.
С августа 1975 – в запасе. В1975-1995 – заместитель начальника Летно-исследовательского института. Внес большой вклад в испытания многоразовой космической системы «Энергия - Буран». С 1995 работал главным советником начальника ЛИИ.
Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1975). Награжден орденами Ленина (3.04.1975), Красного Знамени (19…), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (20.09.1947, 11.03.1985), орденом Трудового Красного Знамени (13.06.1984), 4 орденами Красной Звезды (23.11.1942, 18.08.1945, 5.02.1947, 30.12.1956), медалями.

 

Биография и фотоснимок Манучарова А.А. предоставлены Симоновым А.А. - автором книги "Заслуженные испытатели СССР". Москва-Авиамир, 2009 г
 
     Не менее важным итогом этой работы явилось создание в ЛИИ специального испытательного подразделения, а также отряда летчиков-испытателей, подготовленных для пилотируемых полетов на космических кораблях, двое из них, Игорь Петрович Волк и Анатолий Семенович Левченко успешно совершили также полеты на космических кораблях Союз-Т и орбитальных станциях Салют и Мир в качестве космонавтов-исследователей.
      Летчиками-испытателями отряда выполнены более тысячи полетов на самолетах-лабораториях по исследованию алгоритмов предпосадочного маневрирования и посадки, отработке наземных комплексов и бортовой аппаратуры, В этих полетах проверялись концепции контроля траектории движения воздушно-космических аппаратов с наземных пунктов управления на этапах спуска и посадки, отрабатывались бортовые комплексы управления автоматической посадкой.

      И, наконец, космическому полету орбитального корабля Буран предшествовали так называемые горизонтальные летные испытания, в которых полноразмерный аналог орбитального корабля, снабженный дополнительными авиационными двигателями, совершил более двадцати автоматических посадок на посадочную полосу аэродрома ЛИИ (аэродром "Раменское" в гор. Жуковском, Московской обл.).

      Богатый опыт испытательной работы, организаторские способности и талант руководителя наиболее ярко проявились у Андрея Арсеновича на заключительных этапах подготовки и отработки посадочного комплекса на космодроме Байконур и организации там региональной группы управления полетом (РГУП).
 
      Сейчас признано, что самым сложным в этом полете, неопробованном в летных испытаниях ранее, было осуществление автоматического управления полетом орбитального корабля, начиная от входа в атмосферу с первой космической скоростью, и кончая автоматическим приземлением и пробегом его вдоль ВПП, вплоть до остановки и выключения систем. Как уже отмечалось в печати, этот предельно динамичный процесс был реализован с отклонением от программы полета по времени в одну секунду и отклонением корабля от оси взлетно-посадочной полосы на 1,5м. После выхода из плазмы, с высоты примерно 40 км и при удалении от взлетно-посадочной полосы около 400 км управление Бураном осуществлялось во взаимодействии его бортовых систем с наземными радиотехническими средствами навигации, посадки и управления воздушным движением.

      Для обеспечения привода и посадки орбитального корабля рядом научных и производственных коллективов Минрадиопрома, под руководством Генерального конструктора, доктора технических наук Геннадия Николаевича Громова был создан сложный комплекс наземных радиоэлектронных средств, включающий в себя современные трассовые и аэродромные радиолокаторы, средства отображения и автоматизации обработки радиолокационной информации, оригинальные высокоточные навигационные и посадочные радиосистемы.

 
Схема размещения наземного оборудования радиотехнической системы навигации, посадки и управления воздушным движением  "Вымпел-Н" в районе аэроузла "Ленинский" и аэродрома "Юбилейный" ПК ОК "Буран"
      Отработка этого комплекса выполнялась на специальных самолетах-лабораториях типа ТУ-134, входящих в состав РЭС посадочного комплекса и выполнивших на посадочном комплексе несколько сотен полетов.
 
     И, наконец, 28 декабря 1987 года на посадочном комплексе космодрома Байконур была выполнена первая автоматическая посадка самолета-лаборатории ТУ-154Б по штатной траектории орбитального корабля. Самолет пилотировал летчик-испытатель ЛИИ, космонавт-исследователь Александр Владимирович Щукин. Опыт первых автоматических посадок на летающих лабораториях ЛИИ обнаружил недостаточность отработки радиоэлектронных средств посадочного комплекса с помощью летающих лабораторий ТУ-134, которые в ручном режиме управления не могли имитировать штатные траектории орбитального корабля. Поэтому на конечном этапе подготовки к работе посадочного комплекса осуществлялась комплексная отработка радиоэлектронных средств на самолетах-лабораториях ЛИИ ТУ-154Б и МИГ-25. В процессе летных испытаний на самолете ТУ-154Б были успешно решены вопросы повышения качества работы радиоэлектронных средств в условиях реального посадочного комплекса, включая вопросы электромагнитной совместимости РЭС, вопросы взаимодействия микроволновой системы посадки с подстилающей поверхностью, взаимодействия бортовых систем с поверхностью взлетно-посадочной полосы.

      Для повышения качества работы радиомаячной системы посадки, по результатам отработки ее на летающих лабораториях ЛИИ, были разработаны и внедрены на радиомаяках специальные корректирующие экраны. Для повышения качества функционирования бортовой аппаратуры внедрены методики предварительной отработки ее на специальном стенде полунатурного моделирования.

 
     На летающих лабораториях ТУ-154Б, оборудованных системой управления орбитального корабля, на посадочном комплексе космодрома Байконур было выполнено более 50 автоматических посадок, подтвердивших высокую точность и стабильность радиомаячной системы и готовность ее к приему на полосу орбитального корабля Буран.
 
     Успешному завершению первого космического полета орбитального корабля Буран способствовала четкая и слаженная работа региональной группы управления полетом (РГУП), возглавляемой А.А.Манучаровым и А.И.Коротковым.
    
     В составе РГУП действовали группа анализа телеметрической информации под руководством инженера Валентины Васильевны Мишиной и группа руководства полетами, которой руководил заместитель начальника летно-испытательного центра ЛИИ Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Валентин Петрович Васин.
 
 
                              Васин Валентин Петрович


 
  Герой Советского Союза (1.05.1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (9.06.1966), генерал-майор авиации (1976).

    Родился 1 ноября 1923 года в селе Виноградове ныне Воскресенского района Московской области. В 1941 окончил Реутовский аэроклуб.
    В армии с 1941. В 1944 окончил Чугуевскую ВАШЛ, до 1947 был в ней лётчиком-инструктором. В 1947 окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г.Грозный), был оставлен в ней лётчиком-инструктором (до 1951). В 1953 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1959 - Московский авиационный институт.
    С июня 1953 по 1980 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. В 1955-1957 был лётчиком-инструктором ШЛИ. В 1964-1973 - заместитель начальника ЛИЦ по лётной части - начальник комплекса. В 1973-1982 и 1991-1995 - начальник ЛИЦ ЛИИ, заместитель начальника ЛИИ по лётным испытаниям. С 1982 - в запасе. В 1982-1991 - заместитель начальника ЛИЦ ЛИИ. В 1995-1998 - заместитель начальника ЛИИ им.М.М.Громова Минавиапрома СССР.
    Выполнил первый полёт и провёл испытания Ан-8 (11.02.1956; второй пилот), Е-50/2 (3.01.1957), Е-50/3 (21.05.1957). 25.03.1957 впервые в стране достиг на Е-50/2 скорости, равной 2М (двум числам Маха). Провёл: исследования по отработке посадки без двигателя и по выходу на динамический потолок на критических режимах полёта на МиГ-19, МиГ-21, Су-7, Су-9; испытания опытных двигателей на Су-9, Су-11, МиГ-21, СМ-12. Участвовал в испытаниях СМ-50, СМ-51, Як-27В (1958), Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8. Провёл испытания двигателя ТВ-2Т на Ту-4ЛЛ (1955), испытания ЖРД ЛДАЗ-00-0000 на Ил-28 в режиме невесомости (1956).

     Неиссякаемая тяга познания нового, неизвестного привела Валентина Петровича Васина к конкретным работам в новом зарождающемся направлении развития Авиации в СССР – к Космической Авиации. Много сил и богатейшего опыта Валентин Петрович Васин вложил в работы по подготовке и проведению Горизонтальных Лётных испытаний (ГЛИ) аналога орбитального корабля «Буран» (ОК-002 ГЛИ) на аэродроме ЛИИ им.М.М.Громова Министерства авиационной промышленности СССР, а также натурной отработке автоматической посадки ОК «Буран» на специально созданных специалистами ЛИИ им.М.М.Громова и НПО «Молния» Минавиапрома СССР летающих лабораториях на базе самолётов МиГ-25 и Ту-154 на аэродроме ЛИИ и на Посадочном комплексе космодрома «Байконур».
    Находясь на Посадочном комплексе орбитального корабля «Буран» (разработчик НПО «Молния» Минавиапрома СССР) космодрома «Байконур», Валентин Петрович Васин вместе со своими коллегами щедро делился опытом обеспечения производства полётов с руководителями полётов как на аэродроме «Юбилейный» Посадочного комплекса, так и на аэродроме «Крайний» полигона. Впервые была создана схема их взаимодействия при производстве полетов, включая и уникальную посадку 15 ноября 1988 года орбитального корабля «Буран» с орбиты искусственного спутника земли (ОИСЗ) в автоматическом режиме, безмоторную и без «права на второй круг».

    Лётчики ЛИИ им.М.М.Громова Минавиапрома СССР научили летать орбитальный корабль «Буран» - это тоже о Валентине Петровиче Васине!

    Награждён 2 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Дружбы народов, медалями.

 

Биография и фотоснимок Васина В.П. предоставлены А.А. Симоновым - автором книги «Испытатели ЛИИ», г. Жуковский, 2001 г.
                      
                                                                                       В.В. Студнев.
 
      Группа анализа своевременно обеспечивала руководство РГУП информацией о параметрах движения орбитального корабля, о состоянии и качестве работы его бортовых систем.
      Группа руководства полетами реализовала четкое управление полетами самолета сопровождения и телевизионного наблюдения, полетами летающих лабораторий на этапах отработки и боевой работы комплекса, организовала надежное взаимодействие РГУП с основным и запасными аэродромами.
      В процессе подготовки РГУП были организованы специальные тренировки личного состава РГУП, сопровождаемые полетами на самолетах ТУ-154 и МИГ-25 в качестве имитаторов орбитального корабля, самолетов сопровождения и телевизионного наблюдения. В этих тренировках отрабатывались вопросы совершенствования рабочих мест, действия операторов, штурманов наведения, руководителей полетов и других участников РГУП, а также методы встречи и сопровождения орбитального корабля самолетом сопровождения.

Сопов Юрий Никитович

Заместитель начальника Отделения исследований и испытаний систем управления космических аппаратов самолетного типа ЛИИ им. М.М.Громова.
 Родился 23 апреля 1937 года в г. Москве. Свою трудовую деятельность начинал в 1953 году учеником слесаря-монтажника в ЦАГИ.
В 1965 году окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе (Факультет «Стрела» в г. Жуковском). Радиоинженер.
Большие организаторские способности, богатый опыт организации и проведения испытаний сложных авиационных комплексов, умение руководить коллективами специалистов-испытателей позволили Юрию Никитовичу возглавить комплексную испытательную бригаду специалистов ЛИИ им. М.М.Громова на космодроме Байконур в период подготовки, наземных и летных испытаний посадочного комплекса орбитального корабля (ПК ОК) и первого успешного полета ОК Буран.
     

     Четкой и слаженной работе многочисленного коллектива тива РГУП безусловно способствовали личные и деловые качества ее руководителя Андрея Арсеновича Манучарова, такие, как глубокие знания и большой опыт организации и руководства испытаниями авиационной техники, смелость и решительность при необходимости принятия в нужный момент ответственных решений.
      Своевременная и качественная подготовка РГУП, а также летных и технических экипажей самолетов сопровождения ЛИИ позволили осуществить оперативное и надежное управление процессами приема на посадочный комплекс первого орбитального корабля Буран, совершившего первый в истории авиации и космонавтики полностью автоматический полет, включая предпосадочные маневрирования и посадку на посадочную полосу космодрома Байконур.

      В заключение следует отметить, что успешному завершению первого космического полета орбитального корабля Буран в значительной степени способствовал самоотверженный труд комплексной испытательной бригады ЛИИ, руководимой Юрием Никитовичем Соповым, труд летчиков-испытателей, руководителей полетами, научных работников, инженеров и техников всех специальностей, всех специалистов-испытателей, привнесших в работу космодрома Байконур ценнейший многолетний опыт отработки, испытаний и внедрения сложнейших авиационных комплексов.


         Для просмотра фотоснимков имков имков перемещайте движок по направляющей скроллинга
 

           Продолжение: Фотоальбом -2010 Альберта Дмитриевича Филиппова

 
Автор статьи
Альберт Дмитриевич Филиппов

 

Начальник лаборатории
ЛИИ им. М.М. Громова Минавиапрома СССР
кандидат технических наук, старший научный сотрудник

           Филиппов Альберт Дмитриевич. Декабрь 2010 года.

           E-mail:  adfilip@rambler.ru          

           Г
ород
Жуковский Московской обл., Россия

Стенгазета "Стрела". Орган руководства, партийной, профсоюзной и
комсомольской организаций ЛИИ им. М.М. Громова, Ноябрь 1988 года.
Город Жуковский Московской обл., СССР

 

 

--Альберт Филиппов--