StarJet

--Леонид Богдан--

"Несколько коротеньких новелл о "Буране". Л.М. Богдан, 2011 г.
"Миф о ресторане "Буране". Л.М.Богдан, 2011 г.
"Жизнь, отданная без остатка". Л.М.Богдан, 2012 г., cтатья посвящается 80-летию со дня рождения Блохина Ю.Д.

Несколько коротеньких новелл о "Буране"

  Кто, казалось, не при чем,
Юзом, пузом, да плечом
Вмиг – сплоченными рядами –
Очутились перед нами…
«Мы пахали!», «Наш «Буран!».

Я же, пахари-крестьяне,
Извиняюсь, если груб,
Десять лет провел в «Буране» -
На карачках между труб.
Расчертил, построил, сдал…
Вас – и близко не видал!
Погодите. Не спешите.
«Честь и слава – по труду»?
Нам, быть может, разрешите
с Вами быть в одном ряду?..

Слава, почести, медали…
Это точно - «Вы пахали»!
Михаил Арсеньевич Селаври,
отдел 1510 НПО «Молния»,
1988 – 1989 г.г. для сборника «Дети Арбата»
 
  Ну, а завтра спросят дети,
Навещая нас с утра, -
Папы, что сказали эти
Кандидаты в доктора?..

Владимир Семенович Высоцкий
«Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное-невероятное»
 
     «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий …». Хорошо быть Пименом – пиши, что помнишь, и комментируй по своему усмотрению. Здесь ведущий конструктор НПО «Молния» по теме «Буран» в качестве Пимена.

     О «Буране» (который орбитальный корабль) не писал разве что ленивый. Наберите слово "Буран" в любом поисковике, и обнаружите сотни, тысячи страниц на эту тему. Тем не менее, нескольких укоров типа - «муж (отец) рассказывал о своем участии в проекте «Буран», а о нем нигде ни строчки» - оказалось достаточно, чтобы подвигнуть автора на предлагаемый вниманию читателя материал.

     Согласно опубликованным данным в создании многоразовой космической системы «Энергия-Буран» принимало участие около миллиона специалистов различных ведомств страны, причем такой обширной кооперации не было ни по одному проекту. По крайней мере в Минавиапроме СССР не было ни одного предприятия, не «окученного» работами по «Бурану». Даже в самом министерстве специально под «Буран» было создано 12-е Главное управление (Начальник 12ГУ – Радомир Степанович Король, народное прозвище «король Радомир двенадцатый») для руководства и координации взаимодействия предприятий в работах именно по этой теме.

     В НПО «Молния» Минавиапрома, как и в НПО «Энергия» Минобщемаша, помимо Генерального и Главных конструкторов, а также их заместителей, существовал аппарат ведущих конструкторов как темы в целом, так и по отдельным направлениям или экземплярам изделия. Кроме того руководство отдельным направлением работ, проводимых вне территории объединения, осуществлялось Техническими руководителями, назначаемыми министром, или Руководителем межведомственной оперативной группы (МОГ), назначаемым Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) под руководством Зам. Предсовмина Леонида Васильевича Смирнова. Как правило, Техническими руководителями назначались Главные конструкторы или их заместители. Автор этих строк был единственным Техническим руководителем в чине ведущего конструктора, а начальник комплексного отдела НПО "Молния" Владислав Васильевич Студнев – Руководителем МОГ по Посадочному комплексу. На космодроие "Байконур" работали еще МОГ по Техническому комплексу под руководством Юрия Михайловича Данилова от НПО "Энепргия" и МОГ по Стартовому комплексу и УКСС Владимира Владимировича Лазарева от КБ ОМ (В.П. Бармин).

      О роли ведущих конструкторов в общей работе красноречиво свидетельствует выдержка из должностной инструкции «Ведущий конструктор… принимает решение за Главного конструктора с последующим докладом». Вот о них-то, да не только о них, и пойдет речь.

    Предлагается построение повествования в виде невзаимосвязанных сюжетов, описывающих отдельные эпизоды в многоплановой работе по теме. Предпочтение будет отдаваться мало, или совсем не освещенным в других публикациях, эпизодам.

    Сначала небольшая вводная, которая в дальнейшем упростит изложение материала.
 

        В рамках темы «Буран» были построены следующие экземпляры орбитальных кораблей – указаны заводские номера изделий, принятые в Минавиапроме (в скобках – нумерация, принятая в Минобщемаше). Кстати, все они изготовлены по единой конструкторской документации – ни о каких макетах речь не идет.   

        Итак:
 

1.01 (ОК-1К)

Первый лётный корабль, совершивший исторический полет 15 ноября 1988 года.
Нумерация полетов этого корабля,  принятая в Минобщемаше, - 1К1, 1К2 и т.д.
После полета по настоянию  Г.Е. Лозино-Лозинского был исключен из числа действующих, в дальнейшем под номером 1К должно было выступать изделие дополнительного заказа 2.01. Разрушен 12 мая 2002 года в результате падения кровли  пролетов высокой зоны МИК РН.

 

1.02 (ОК-2К) Второй лётный корабль.
Готовность на момент прекращения работ – за 90%.
1-ый полет этого корабля (2К1) планировался беспилотным, с открытием створок отсека полезного груза. Находится на Байконуре.
 
0.01 (ОК-МЛ1)

Проведены статические испытания (в ЦАГИ) в обеспечение горизонтальных летных испытаний (ГЛИ). Планировалось использовать как макетно-летный корабль при первом пуске ракеты «Энергия» (с плановым разрушением и последующим приводнением фрагментов в акватории мирового океана). Как известно, при первом пуске РН «Энергия» 15 мая 1987 года была предпринята попытка вывода, вместо корабля, модуля «Скиф-ДМ», завершившаяся неудачей, но не по вине РН «Энергия».  После завершения статических испытаний корабль был отправлен на Байконур для: отработки транспортировки ОК на самолете 3М-Т, участия в примерочных испытаниях в МИК ОК, проведения частотных испытаний (в том числе вертикальных частотных испытаний в связке с РН на стенде динамических испытаний, участия в огневых стендовых испытаниях РН с целью замера величин акустических нагрузок. Попутно, перед отправкой на Байконур,  на самолете 3М-Т с ОК-МЛ1 в 50-тонной комплектации, была отработана дозаправка в воздухе с целью обеспечения доставки ОК с запасных аэродромов и с аэродромов вынужденной посадки. Находится на Байконуре.
 

0.02 (ОК-МЛ2-ГЛИ)

Как видно из аббревиатуры, корабль предназначался для проведения горизонтальных лётных испытаний (ГЛИ), с дальнейшим использованием в качестве макетно-лётного, как и ОК-МЛ1, от чего впоследствии отказались.
Выполнил 24 испытательных полета в атмосфере, в том числе с автоматической посадкой на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в г. Жуковском.
После завершения ГЛИ долгое время выставлялся в авиасалонах МАКС в г. Жуковский, пока в ушлых головах не созрела мысль срубить большие бабки. Была и якобы аренда, и фирма-однодневка – и оказался «Буран» бесхозной сиротой на австралийской земле. Слава Богу, мир не без добрых людей – пригрели его в хорошем месте, в Техническом музее немецкого города Шпейер (нем. Speyer, современное немецкое произношение: Шпáйер).
Кстати – встречающееся  в публикациях обозначение БТС-0.02 вышло из «легенды», разработанной в рамках противодействия иностранным техническим разведкам. Участникам работ, чтобы они дудели в одну дуду, было велено говорить, что они разрабатывают и испытывают большегрузный транспортный самолет (БТС) для перевозки криогенных материалов – для этого и теплозащита.

 

0.03 (ОК-КС) Cоздавался как комплексный стенд, предназначенный для отработки функционирования всех систем корабля, в том числе сопровождения в режиме реального времени полетов орбитальных кораблей. Перед доставкой в НПО «Энергия», на самолете 3М-Т с этим кораблем в 45-тонной комплектации были проведены воздушно-транспортные испытания в обеспечение доставки ОК с запасных аэродромов и с аэродромов вынужденной посадки. Находится в РКК «Энергия».
 
0.04 (ОК-МТ) Cоздавался как макетно-технологический корабль, предназначенный для введения в строй лабораторий МИК ОК (что не случилось – лаборатории вводились в строй в процессе отработки корабля 1К), а также отработки технологии и действия расчетов по обслуживанию орбитального корабля в МИК РН, в монтажно-заправочном комплексе и на посадочном комплексе. Сразу после изготовления корпуса корабля на нем были проведены статические испытания в обеспечение полетов кораблей 1К и 2К. Находится на Байконуре.
 
0.05 (ОК-ТВА) Cобирательный номер отдельных объектов корабля (носовая часть фюзеляжа с модулем кабины и фрагментом средней части фюзеляжа, хвостовая часть фюзеляжа с фрагментом средней части фюзеляжа, крыло левое с фрагментом средней части фюзеляжа и т.д.), предназначенных для тепло-вибро-акустических испытаний. Объекты уничтожены, за исключением левого крыла со стойкой шасси и со штатной теплозащитой – включено в состав макета орбитального корабля, находящегося в Центральном парке культуры и отдыха им. А.М. Горького в Москве.
 
0.06 (ОК-ТВИ) Предназначался для тепловакуумных испытаний. Уничтожен.
 
2.01 (ОК-3К) Изделие дополнительного заказа, третий летный корабль. Готовность на момент прекращения работ ~ 50%. Продан за «хорошие» деньги (молва оперирует суммой в сто тысяч… рублей) в коммерческие руки. Гниет в лопухах причала на берегу Химкинского водохранилища.
 
2.02 (ОК-4К) Изделие дополнительного заказа, четвертый летный корабль. Изготовленный фюзеляж уничтожен.
 
2.03 (ОК-5К) Изделие дополнительного заказа, пятый летный корабль. На закате темы изготовленный фюзеляж предполагалось разрезать на отдельные перфорированные отсеки с целью использования в бассейне гидроневесомости Центра подготовки космонавтов для отработки действий космонавтов по обслуживанию корабля при выходах в открытый космос. Правое крыло включено в состав макета орбитального корабля, находящегося в Центральном парке культуры и отдыха им. А.М. Горького в Москве. Остальная материальная часть уничтожена.
 
0.11 Фюзеляж, предназначенный для статических испытаний в обеспечение изделий дополнительного заказа. Статические испытания проведены во вновь созданном статзале НПО «Молния». Вошел в состав макета орбитального корабля, находящегося в Центральном парке культуры и отдыха им. А.М. Горького в Москве.
 
0.15 Хвостовая часть фюзеляжа, предназначенная для тепло-вибро-акустических испытаний в обеспечение изделий дополнительного заказа. Объект уничтожен.
 
 

Главный Конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский


     Да, он имел должность «Генеральный директор - Главный конструктор», в то время как в НПО «Энергия» наряду с Генеральным конструктором Валентином Петровичем Глушко и Генеральным директором Вахтангом Дмитриевичем Вачнадзе (этакий изуверский механизм сдержек и противовесов) орбитальным кораблем «Буран» занимался 1-ый заместитель Генерального конструктора и Генерального директора Юрий Павлович Семенов, а ракетой-носителем «Энергия» - 1-ый заместитель Генерального конструктора и Генерального директора Борис Иванович Губанов.
     Даже в «родном» НПО «Молния» имелись Первый Зам. Генерального директора - Главный Конструктор Геннадий Петрович Дементьев,  Главные конструкторы Александр Васильевич Потопалов (КБ "Буревестник", вошедшее в состав НПО "Молния"), Матус Рувимович Бисноват (КБ "Молния", вошедшее в состав НПО "Молния") и даже Генеральный конструктор Владимир Михайлович Мясищев, возглавлявший входящий в состав НПО «Молния» Экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ), что в г. Жуковский.
        А теперь представьте себе, что этому человеку предстояло создать (спроектировать, изготовить, отработать и испытать) не только «Планер орбитального корабля с системами орбитального корабля: система электропитания, система обеспечения тепловых режимов, система обеспечения жизнедеятельности, комплекс средств аварийного покидания, бортовая кабельная сеть и средства распределения и коммутации» (так в Техническом Задании) – а это составляло где-то около 75% от общего объема работ, но еще и создать посадочный комплекс орбитального корабля.

       Кроме этого Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, как руководитель НПО "Молния" - головного предприятия Минавиапрома СССР по теме,  принял на себя всю полноту ответственности за обеспечение снижения, захода на посадку и посадки орбитального корабля "Буран" после схода с орбиты искусственного спутника Земли  с высоты 100 км в автоматическом режиме  (с высокой точностью без двигателей и без участия экипажа!)  до касания и остановки на ВПП Посадочного комплекса. Это был самый сложный участок полета ОК "Буран". И эта задача была успешно решена
впервые в мировой космонавтике в СССР 15 ноября 1988 года!

       Имея в распоряжении собранное с бору по сосенке (слава Богу, не по дубу) конструкторское бюро и далеко не лучший в Минавиапроме Тушинский машиностроительный завод, да простят меня мои заводские коллеги (речь о заводе, а не о них). Конечно, внушительный счет в пользу отлаженного еще Сергеем Павловичем Королевым НПО «Энергия», имеющего в своем составе Завод экспериментального машиностроения.

        Какими же умением, знаниями и амбициями надо обладать (а он небезосновательно считал себя лучшим аэродинамиком, лучшим двигателистом и т.д.), чтобы не только взяться, но и с блеском выполнить поставленную задачу. Не взяться – даже речи не было, поскольку эта тема казалась логичным продолжением его темы «Спираль», атмосферные испытания ее первого аналога как раз в это время проводились. Продолжения не получилось - не он принимал решение. А ведь был готов макет орбитального корабля с аэродинамической компоновкой «несущий корпус», как у «Спирали». Рядышком располагался срочно доставленный с испытательного полигона первый аналог «Спирали». «За» ратовал даже министр Минобщемаша Сергей Александрович Афанасьев, прилетавший ранее вертолетом «на разведку» в вотчину Минавиапрома г. Дубна, куда и родной министр давно не жаловал. Решение – «делаем, как у супостатов, чтобы наш ответ был симметричнее».

       Так же небезосновательно он понимал, что по уровню знаний, значимости выполненных и выполняемых работ он давно заслуживает звания академика. Но… Можно победить земное притяжение, но не рутину и корпоративный эгоизм.

       Звезду Героя социалистического труда не дали (имелась уже за создание истребителя МиГ-29), академиком он стал, но инженерной академии России и других академий.
 

Про это. Что говорят и пишут в интернете

    Полет «Бурана», увы, оказался единственным — после распада СССР у России не было средств, чтобы продолжить работу над авиакосмическими системами (АКС). О «Буране» почти перестали говорить и писать. Всплеск интереса к нему возник только тогда, когда пожар едва не уничтожил тот экземпляр корпуса «Бурана», который был превращен в ресторан и установлен в Центральном парке культуры и отдыха в Москве. Правда, иногда о «Буране» все же упоминают, но в качестве отца «советского шаттла» порой называют не Лозино-Лозинского, а другого конструктора, чье имя у всех на слуху, но который не имел никакого отношения к созданию АКС. Тем не менее после полета космоплана Лозино-Лозинский, наконец, все же стал академиком.

      — Ну, академик-то я, прошу прощения, липовый, — усмехнувшись, заметил Глеб Евгеньевич, когда я снова встретился с ним, — поскольку меня избрали действительным членом не Российской академии наук, а Российской инженерной академии. После успеха «Бурана» я по рекомендации ряда академиков РАН подал документы на присвоение мне звания академика. Но, когда Гурий Иванович Марчук, тогдашний президент Российской Академии наук, показал Горбачеву соответствующий список, тот, увидев в нем мою фамилию, сказал: «Зачем вы выдвигаете какое-то старье? (Мне тогда было 78 лет). У нас и так средний возраст академиков недопустимо высок. Если же этот ваш Лозино-Лозинский и в самом деле такой заслуженный, то он и без научного звания станет известным. Для этого вовсе не обязательно быть академиком».

     В конце концов я стал действительным членом еще и Академии космонавтики, а также Академии авиации и воздухоплавания — академий сейчас много… Ну и кроме всего прочего, являюсь членом Международной космической академии с центром не то в Вашингтоне, не то в Париже…
А. Баташов. "Конструктор "Бурана" Лозино-Лозинский. Рассказ о конструкторе авиационной и космической техники Глебе Евгеньевиче Лозино-Лозинском".
Статья в журнале "Наше Наследие", № 81, 2007 г.
 
 

Перед нами настоящий генерал

      Раньше Главные конструкторы, а также Директора заводов имели солидные воинские звания, как правило – генеральские. Трудно сказать, о чем думали люди, реализуя эту идею, но здесь они попали в точку.
      В отдельных публикациях его называли генералом звездных войн. Думается, было бы справедливее сказать -
                  
"Генерал от пилотируемой крылатой космонавтики".
        На снимке – Глеб Евгеньевич в день 90-летнего юбилея вместе со своим учеником Виктором Евгеньевичем Соколовым, талантливым специалистом в области газовой динамики и теплового обмена, с любезного согласия которого фото представляется на суд общественности
 

История одной фотографии

Перед вами фото с автографом Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, на котором запечатлены ведущие конструкторы и другие специалисты НПО «Молния» в период работы по теме «Буран».

Фото из архива Л.М. Богдана

 
       Слева направо:    
Панин Сергей Анатольевич   Ведущий конструктор по изделию 0.01 (работы на Байконуре)
Морунов Георгий Георгиевич   Ведущий конструктор по изделиям 0.01, 0.04 и 0.11 (этап статиспытаний)
Шалупкин Александр Григорьевич   Ведущий конструктор по изделиям дополнительного заказа
Богдан Леонид Митрофанович   Ведущий конструктор по изделиям 0.02 (этап конструкторского макетирования), 0.03 (этап воздушно-транспортных испытаний с самолетом 3М-Т), Технический руководитель по изделиям 0.01 и 0.04, ведущий конструктор темы
Богорад Александр Семенович   Ведущий конструктор по изделиям дополнительного заказа
Члиянц Олег Александрович   Зам. Главного конструктора - Начальник ОКБ
Никитин Александр Иванович   Зам. Главного конструктора
Голяницкий Олег Алексеевич   Зам. Начальника ОКБ
Матвеев Геннадий Александрович   Ведущий конструктор по изделию 1.01
Бавиловский Вальдемар Игнатьевич   Ведущий конструктор по изделию 0.05
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич   Генеральный директор - Главный конструктор
Спиридонов Лев Михайлович   Ведущий конструктор по изделию 1.02
Сидоренко Виктор Иванович   Ведущий конструктор по изделиям дополнительного заказа
Новиков Валерий Константинович   Ответственный руководитель ЭМЗ - Главный конструктор
Теглев Юрий Павлович   Ведущий конструктор отдела силовых установок
Мотров Александр Антонович   Ведущий конструктор по изделию 1.01
Тетянец Виталий Викторович   Ведущий конструктор по летным испытаниям
Головлев Варнавий Сергеевич   Ведущий конструктор темы
Царев Виктор Александрович   Начальник военного представительства министерства обороны
Гресс Владимир Юльевич   Ведущий конструктор по изделию «БОР-4»
Микоян Степан Анастасович   Зам. Генерального директора - Зам. Главного конструктора
        Из числа ведущих конструкторов на снимке отсутствуют по разным причинам:
Сафронов Олег Михайлович   Ведущий конструктор по изделию 0.02
Кирьянова Наталья Викторовна   Зам. Технического руководителя по изделию 0.06
Малеев Анатолий Владимирович   Ведущий конструктор по изделию 0.06
Лисичко Наталья Васильевна   Ведущий конструктор по изделию 1.02
Богов Юрий Анатольевич   Ведущий конструктор по изделию «БОР-5»
Грачев Иван Григорьевич   Ведущий конструктор по изделию «БОР-5»
Коротченко Виктор Иванович   Ведущий конструктор по летающим лабораториям Ту-154 борт. №№ 85083 и 85024
 
      История появления этой фотографии такова.

      25 декабря 1989 года мы праздновали 80-летие Глеба Евгеньевича. Да что там, страна отмечала – после эффектной посадки «Бурана», что называется «в яблочко» - он стал фигурой не только известной, но и узнаваемой. Естественно, на фабрике-кухне были накрыты столы. Как всегда, составляли список приглашенных – этим занимался Начальник ОКБ Члиянц О.А. Конечно же, ведущие конструкторы оказались недостойны быть приглашенными к телу.
      Утро следующего, рабочего, дня. Где-то около 10.00. Телефонный звонок. Рита (Маргарита Евгеньевна Гресс), секретарь Глеба Евгеньевича:
     - Леонид Митрофанович, к Глебу Евгеньевичу.
 Дежурные бумаги в руки - и на шестой этаж. Дверь в кабинет настежь, значит, хозяин отсутствует. ???
     - Проходите, проходите. Дальше, дальше, в комнату отдыха. Глеб Евгеньевич заметил, что на банкете не были ведущие конструкторы. Знает, по какой причине. Велел пригласить и угостить. Сам быть не может – срочно в министерство.

     А на столе – коньяк, нарезка, фрукты, конфеты – всё, как положено. Норовили усугубить самарской водкой, бутылка которой находилась в модели связки «Энергия-Буран», подарке Куйбышевского завода «Прогресс» (была у них такая дежурная фишка). Попытку пресекла Рита, выделив еще одну емкость с коньяком. "ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ РАЕВСКИЙ ЛЮБИТ БОМБАРДИРОВ!"
(Припев из песни Юлия Кима "Бомбардиры". См. подробнее...)
 
     Вот здесь-то, в комнате отдыха, Лев Спиридонов и приметил модель «Спирали». Попросил Глеба Евгеньевича сфотографироваться вместе с дубненцами – разработчиками «Спирали». Результат – перед вами. А вот когда эту фотографию с автографом увидел Члиянц О.А., вот тогда-то возникла идея фотографии Глеба Евгеньевича с ведущими конструкторами.

     Кстати, оба фото выполнил квалифицированный сотрудник НПО «Молния» Гусев Евгений (отчество, к сожалению, запамятовалось). И человек хороший.

      На фото слева направо:
Тетянец Виталий Викторович, Спиридонов Лев Михайлович, Никитин Александр Иванович, Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич, Новиков Валерий Константинович, Блохин Юрий Дмитриевич, Богдан Леонид Митрофанович (Никитин А.И. и Новиков В.К. к «Спирали» никакого отношения не имеют – были в кабинете по другим делам).
Фото из архива Л.М. Богдана.

 
 

Богдан Леонид Митрофанович -

Ведущий конструктор НПО «Молния» Минавиапрома СССР по теме «Буран»

E-mail: bogdanlm@rambler.ru


Ф
евраль 2011 г., город Москва, Россия
Автор статьи и подбор материала
Богдан Леонид Митрофанович
 
 

--Леонид Богдан--